Объективная сторона получения взятки научные статьи 2022-2022 г

2. В целях обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания и повышения исполнимости наказания в виде штрафа санкции части 1 статьи 290

Объективная сторона получения взятки научные статьи 2022-2022 г

Содержание

2. В целях обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания и повышения исполнимости наказания в виде штрафа санкции части 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ дополнены исправительными работами и штрафом в фиксированном размере с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В результате практика назначения наказания стала меняться, что проявилось, в частности, в росте доли штрафа в качестве основного наказания за коррупционные преступления с одновременным снижением доли условного осуждения. Так, если в 2010 г. за взяточничество условное лишение свободы назначалось почти 56% осужденных, реальное лишение свободы – 17%, штраф – 26%, иные виды уголовного наказания – около 1%, то в 2024 г. условное лишение свободы назначалось 23% осужденных, реальное лишение свободы – 14%, штраф – 56% и иные виды уголовного наказания – 9% [3.].

Судом были признаны несостоятельными доводы адвокатов главы органа местного самоуправления Губанова о том, что передаваемые денежные средства предназначались не ему лично, а в качестве спонсорской помощи городу. «Губанов В. И. требовал передать ему деньги за выдачу разрешения на строительство-реконструкцию торгового центра, вначале рублей, потом рублей и кухонную мебель , которая не могла быть передана городу в качестве спонсорской помощи, потом рублей, а затем окончательно потребовал рублей. При этом Губанов требовал передать ему рублей сразу, а остальные деньги по частям по рублей в месяц» [4].

Приведенные примеры показывают, что о целях должностного лица, получающего материальное вознаграждение, следует судить по таким объективным обстоятельствам, как стремление скрыть факт передачи и получения денежных средств, особенности передаваемого имущества, планируемых услуг, возможность их использования в интересах организации или всего общества и т. д.

Рассматривая такую форму объективной стороны получения взятки, как общее покровительство или попустительство по службе, нельзя не отметить, что законодательно такие действия взяткополучателя признаны преступными с принятием УК РФ 1996 года. До этого периода отдельные ученые выражали мнение, что покровительство и попустительство — это определенная форма взаимоотношений должностных лиц, тогда как закон указывает на получение взятки за конкретные действия (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием служебного положения. Так, В.Е. Мельникова акцентировала внимание, что «если незаконная имущественная выгода извлекается должностным лицом из занимаемого им служебного положения без обещания совершения каких-либо конкретных действий в интересах передающего вознаграждение, то такое действие содержит в себе состав злоупотребления служебным положением, предусмотренного ст. 170 УК» [8].

Наша точка зрения заключается в том, что если должностное лицо получило вознаграждение за покровительство и попустительство по службе, вне зависимости от того, осуществляло ли оно предполагаемое покровительство или попустительство по службе в интересах взяткодателя или представляемых им лиц или нет, оно должно быть привлечено к ответственности по ст. 290 УК РФ. Вместе с тем, следует отметить, что при такой форме объективной стороны получения взятки, как покровительство и попустительство по службе взяткодателем, может быть и лицо, которое не находится в непосредственном подчинении должностного лица, но в силу различных обстоятельств оказалось в сфере действия служебных полномочий последнего, что и заставило такого взяткодателя идти на подкуп.

Проблемы Квалификации Взятки Научная Статья 2022

В соответствии с п. 13 этого документа «получение или дача взятки, в том числе через посредника. если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом . «. Данная позиция имела на стадии обсуждения проекта постановления N 24 среди судей и учёных примерно столько же сторонников, сколько и противников. Последние полагали, что при указанных обстоятельствах речь должна идти лишь о покушении на получение или дачу взятки*(7). И такой подход, несмотря на то, что Пленумом он поддержан не был, представляется предпочтительным, поскольку, как указывал Б. Волженкин, когда, в частности, под видом взяткодателя выступает сотрудник внутренних дел, взятка как таковая должностному лицу не передаётся, поэтому действия последнего следует квалифицировать как покушение на получение взятки*(8).

Сегодня, производя обзор уголовного законодательства европейских стран об ответственности за коррупционные преступления необходимо констатацию ряда предварительных замечаний. Во-первых, законодательство всех без исключения европейских стран предусматривает уголовно-правовые нормы ответственности за различные коррупционные преступления. При этом, в одних странах (например, Италия) эти преступления именуются именно коррупционными, в других же (Испания, Франция, ФРГ и др.) законодатель обходится без употребления термина «коррупция». Во-вторых, несмотря на различие законодательных формулировок соответствующих составов коррупционных преступлений, все их многообразие (с известной долей упрощенности) можно свести к «вариациям» конструкций двух классических составов — злоупотребления служебным положением в корыстных или иных личных целях и взяточничества (как получения, дачи взятки или посредничества в этом). В европейских странах законодательство в большинстве случаев содержит набор специальных норм об ответственности за взяточничество, не ограничиваясь двумя составами, как это сделано в УК РФ. В-третьих, необходимо отметить очевидную тенденцию к сближению такого законодательства и к устранению в нем принципиальных на этот счет различий (различия сохраняются не столько в принципах подхода к установлению уголовной ответственности за коррупционные преступления, сколько в особенностях законодательного формулирования внешне различных, но в принципе схожих уголовно-правовых запретов, т.е. в известной мере в особенностях законодательной техники, обусловленной тенденциями законотворческого порядка) .

Еще почитать —>  На каком счете отразить ндфл с больничного листа в 2022

Объективная сторона дачи взятки выражена в виде передачи взятки должностному лицу лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Получение, дача взятки либо посредничество во взяточничестве считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться и распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Взятка ст

  • штраф до 1 млн руб, либо в размере зарплаты физлица за период до 2 лет, либо в размере 10—50-кратной суммы взятки.
  • 1—3 года исправработ;
  • до 5 лет принудительных работ;
  • до 3 лет лишения свободы (в качестве дополнительного наказания к лишению свободы может быть назначен штраф в размере 10—50-кратной суммы взятки).

На сегодняшний день в законе нет суммы, которая считается минимальной взяткой. Из этого получается, что даже незначительная денежная сумма может быть расценена, как взятка, если она передана за выполнение взяткополучателем определенных законных или противозаконных действий, либо бездействие.

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).

Исследованы состояние прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, при выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности, состояние прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, а также результаты участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях данной категории.

Проанализированы криминогенная обстановка и криминологические тенденции, связанные с выявлением и раскрытием преступлений коррупционной направленности, степень и причины латентности указанного вида преступлений с учетом оценок граждан, общественных организаций и международных органов.

Объективная и субъективная сторона, субъект получения взятки

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия лица, за которые принимается взятка, обычно понимают такие акты поведения, которые взяткополучатель правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него функциями, а под незаконными действиями (бездействием) — неправомерные акты поведения, которые не следовали из служебных полномочий (компетенции) лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия (бездействие), содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями).

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них.

Не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 либо частями 1 и 2 статьи 204 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Еще почитать —>  Особенности начисления больничного листа второй раз за год

28. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, — при наличии оснований, по статье 291.1 УК РФ за посредничество во взяточничестве.

Суд напомнил, что нормы Особенной части УК РФ во взаимосвязи с его ст. 17 и 69, регламентирующими понятие совокупности преступлений и правила назначения наказания по совокупности преступлений, призваны обеспечить реализацию принципа справедливости при применении уголовного закона, в силу которого наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. «Такое соответствие в случаях, когда лицом совершены деяния, различающиеся по объекту посягательства, объективной и субъективной стороне и образующие тем самым преступления, предусмотренные различными статьями уголовного закона, достигается в том числе путем квалификации содеянного и назначения наказания по совокупности преступлений», – уточняется в определении. При этом КС РФ подчеркнул, что не являются исключением случаи, когда совершенные лицом деяния охватываются диспозициями ст. 285, 286, 290 и 292 УК РФ, которые существенно различаются по признакам объективной и субъективной сторон.

Относительно лишения воинского звания по приговору суда КС РФ пояснил, что это означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению. При таких обстоятельствах утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Санкцией ст. 290 УК РФ предусмотрены различные виды и размеры наказания за получение взятки. Минимальный вид и размер наказания установлен в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей за преступление, предусмотренное ч.1 ст. 290 УК РФ, а максимальный — лишение свободы на срок до 15-ти лет с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Получение взятки должностным лицом является одним из наиболее опасных преступлений против интересов службы. Уголовная ответственность за получение взятки установлена статьей 290 УК РФ. Предметом получения взятки могут быть как деньги, ценные бумаги, так и иное имущество, в том числе ограниченное в обороте или изъятое из оборота (наркотики, оружие и др.). В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом относятся и выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно, например, предоставление турпутевок, ремонт жилья, строительство дачи и др.

Субъектом преступного посягательства является должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. Понятие должностного лица раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ и проанализировано ранее. Характеристики двух других видов субъектов даны в примечании 2 ст. 290 УК РФ. Так, под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. Система квалифицирующих признаков получения взятки в настоящее время представлена в ч.ч. 2 – 6 ст. 290 УК РФ. В части 2 ст. 290 УК РФ содержится квалифицированный признак получения взятки в значительном размере. Согласно примечанию к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. По части 3 ст. 290 УК РФ наступает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Пленум Верховного Суда РФ (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ) разъяснил, что незаконные действия должностного лица предполагают неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного лица могут быть преступными, например, должностной подлог. В данном случае не требуется совершения этих действий для квалификации содеянного как получение взятки, однако, если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и не содержать в себе признаков преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается. При рассмотрении судебной практики, можно привести пример уголовного дела, возбужденного против пристава г. Омск, который 24 марта 2024 года получил от должника взятку в размере 15 000 рублей за незаконное окончание исполнительного производства, за что был осужден на 3 года условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев и выплатой штрафа в размере 600 000 рублей. Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает в качестве особо квалифицирующего обстоятельства получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой органа местного самоуправления. В соответствии с п. 2 и п. 3 примечания к ст. 285 УК РФ перечень таких должностных лиц устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.

Еще почитать —>  Опишет ли пристав кинескопный телевизор

Лицо возможно привлечь к уголовной ответственности только при наличии всех признаков состава преступления. Состав преступления – это комплекс определенных признаков, квалифицирующих преступное поведение. В качестве этих элементов выступают субъект, объект, субъективная и объективная стороны. К объективным признакам относят объект и объективную сторону, к субъективным, соответственно, субъект и субъективную сторону преступления. Получение взятки – это корыстное преступление по службе, которое представляет собой принятие должностным лицом, а также иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично либо через посредника незаконных материальных ценностей за действия или бездействия в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения, нарушая при этом интересы государственной службы. Особая опасность данного преступления заключается в том, что оно, как правило, влечет за собой другие преступления и является более распространенной формой коррупции. При этом нарушается законодательно установленный режим осуществления должностными лицами своих служебных полномочий. Взяткополучатели подрывают доверие граждан государственному аппарату, нанося ущерб их законным интересам и правам. Уголовная ответственность за получение взятки установлена в ст. 290 УК РФ. Объектом преступления являются интересы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Проблемы Квалификации Взятки Научная Статья 2022

Следует отметить: несмотря на незаконную регистрацию или снятие с регистрационного учета каждый раз другой автомашины, что формально указывает на самостоятельность и завершенность этих действий, данное преступное поведение охватывалось единым умыслом И. и его договоренностью со взяткодателем о многократной незаконной регистрации и снятия с нее автомашин за взятку. В связи с чем отдельно взятое самостоятельное неправомерное действие (например, незаконная регистрация одной из автомашин) являлось частью выполнения И. взятых на себя обязательств. Кроме того, итоговый размер взятки между И. и М. не оговаривался.

В статье с учетом вопросов, встречающихся в практике следственных органов, рассматривается квалификация действий, связанных с получением взятки в значительном размере при квалифицирующих признаках п.п. «а», «б» ч.5 ст. 290 УК РФ. Даны рекомендации о квалификации указанного преступления с учетом позиции Верховного Суда РФ, предлагаются изменения диспозиций ряда частей ст. 290 УК РФ.

21 Апр              1231      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ