Нормы-дефиниции в конституции рф

Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную.

Пример № 3. Ч. 3 ст. 261 Бюджетного кодекса РФ: Министр финансов имеет право осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Охранительные есть нормы права, рассчитанные на неправомерное поведение субъектов правоотношений и устанавливающие меры их юридической ответственности и защиты нарушенных прав. Пример № 1.

Норма-дефиниция представляет собой предписание, устанавливающее границы класса предметов, явлений, основной функцией которой является разграничение, различение и идентификация объектов’.Следует отметить, что дефиниции, содержащиеся в конституционном законодательстве, имеют значение для всей системы правового регулирования РФ, поскольку в конституционном праве закрепляются базовые, основополагающие определения понятий, зачастую имеющие универсальное значение для всех сфер (гражданско-правовой, семейной, трудовой, финансовой, налоговой, уголовно-правовой и т.д.).

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов).

Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе. К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести: Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности.

Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя.

Ценность программных формулировок состоит в том, что их направляющее действие, как правило, не связано хронологически с периодом действия Основного Закона, в который они включены. Влияние программных установок должно продолжаться до тех пор, пока задачи, содержащиеся в них, не будут выполнены в результате действия объективных законов общественного развития и общественно-исторической практики.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию.

Нормы института основ конституционного строя, будучи важнейшей составной частью Конституции, наряду с общими для всех конституционных норм признаками, обладают собственной спецификой. Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма.

Нормы дефиниции конституции рф

Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.Все нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми. Основной их целью выступает регламентирование определенной сферы общественных отношений.

Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею. Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.ПризнакиВсе нормы, дефиниции в том числе, являются многоразовыми.

— 91 с. Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу: 1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм; 2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства; 3) учредительный характер предписаний.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы. Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу. Еллинек Г. Конституции, их изменения и преобразования / пер.

В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам.Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Она считает, что такое воспроизведение вполне допустимо, так как дефиниция выступает своеобразным связующим звеном между федеральными и региональными предписаниями. В то же время Л. Апт обращает внимание на то, что содержательно дефиниции в законодательстве субъектов должны воспроизводить федеральные нормы. Такое явление дублирования мы предлагаем называть диффузией норм. О системной связи определений понятий российского законодательства. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Причем зачастую в актах разных уровней определяются одни и те же термины. Апт пишет, что проблема воспроизведения дефиниций федерального законодательства в законодательстве субъектов Российской Федерации не раз была предметом обсуждения на совещаниях и семинарах, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Система выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению.

Так, например, новейшие конституции многих государств закрепляют принципы формирования и деятельности судов. В их числе называются следующие принципы: самостоятельность судебной власти; отправление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только конституции и закону; открытость и гласность судебных заседаний; состязательность процесса; законность и обоснованность судебных решений ст.

В УК присутствуют разъяснения и других понятий. Например, поясняется, что такое преступление в целом. Аналогично обстоит дело и со многими иными статьями и положениями Конституции РФ, конституций республик и уставов краев, областей и других субъектов Российской Федерации, которые являются базовыми, исходными для принятия и реализации самых разнообразных по своему характеру, содержанию и целевым установкам нормативно-правовым актам.

Нормы дефиниции в конституции рф

К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;

5. Особый механизм реализации конституционно-правовых норм. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны с возникновением не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

Конституции и другие источники конституционного права содержат положения, в которых даны объяснения значения того или иного термина, устанавливается, что понимается под отдельными словами, применяемыми в конституциях или других нормативных актах. «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ).

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

· обычные (конкретные) нормы: закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81).

Нормы-дефиниции в конституции рф

  • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
  • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
  • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.
Еще почитать --->  Норматив Отсутствия Холодной Воды

Наиболее широко институт третейского суда использовался в республиканских городах — Новгороде и Пскове. Новгородская судная грамота содержит самые яркие примеры разрешения споров с участием третейского судьи . В Московском государстве форма третейского суда также была известна, но не получила такого распространения, как в Новгороде и Пскове. Это объясняется тем, что «во-первых, воеводы не терпели подле себя самостоятельной деятельности общин, а во-вторых, усилением законодательства в XVII веке» .

В статье рассматриваются вопросы становления и развития примирительных процедур в России. Иллюстрируется организация, деятельность и правовое регулирование таких примирительных процедур, как третейский суд и посредничество. Определяются закономерности развития примирительных процедур и их связи с судебными (государственными) способами разрешения споров.

Нормы-цели — это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которых стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом. В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами. В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст. 43 УК РФ закреплены цели института наказания.

В отличие от ряда других, так называемых бинарных, отраслей права, где материальные и процессуальные нормы объединяются в различные, хотя и тесно взаимосвязанные, отрасли права (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданско-процессуальное, административное и административно-процессуальное), конституционное право представляет собой единство материальных и процессуальных норм.

Нормы-дефиниции в конституции рф

Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию.

Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр. Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства.

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель)

/ / Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе.

Из самого определения вытекает, что все конституционно-правовые нормы в зависимости от их функционального назначения подразделяются на нормы-правила поведения и учредительные (исходные) нормы. Правовая норма — правило поведения устанавливает для потенциальных участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности, определяет юридические факты, при наличии которых возникает, изменяется или прекращается конституционно-правовое отношение, предусматривает последствия нарушения самой нормы. Для наглядности приведем правовую норму-правило поведения, сформулированную в ст.

Справочник Бухгалтера

Значительное число норм-определений содержится в избирательном законодательстве РФ; например, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Закон об основных гарантиях избирательных прав) можно найти нормы-дефиниции, дающие понятие выборов, избирательного права, избирательных округов, избирательных комиссий и т.д.

Конституция РФ и федеральные законы делают отсылки и на другие виды актов. Например, устанавливается, что вопросы внутреннего распорядка деятельности Государственной Думы и Совета Федерации регулируются регламентами палат (ч. 4 ст. 101 Конституции РФ). «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

  • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
  • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. В логике под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам (видам) на основании определенного общего признака. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, определить место каждого вида

Нормы-принципы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.).

Материальные нормы регулируют содержание правил поведения (действий и бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать. Процессуальные нормы определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать?

  • 1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности. Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся но своей природе к публичным. Особо выделяются среди них такие фундаментальные сущностные отношения, как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.
  • 2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам. Регулируя широкий круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых последние являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений одновременно могут быть сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных правоотношений.
  • 3. Нормы конституционного права имеют особые источники, в которых они закрепляются. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, – в Конституции. Нормы конституционного права содержатся и в таких специфических правовых актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
  • 4. Нормы конституционного права имеют отличия по юридической силе. Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, которые содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов за исключением Конституции РФ.
  • 5. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве значительно больше общерегулятивных норм, нежели в других отраслях права. Сравнительно большой удельный вес норм общего характера не только не исключает, но и предполагает издание на их основе других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих общие нормы конституционного права.

Для норм конституционного права характерны псе признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно к их отраслевой принадлежности. Такие качества называются общими признаками нормы права; к ним относятся:

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов, через положения которых, собственно говоря, и обеспечивается реализация конституционно-правовых норм, а также норм других отраслей права. В связи с этим среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм.

  • 6. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний. В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в основном законе государства, как их первичность. Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя и, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти, компетенцию государственных органов и т.д.
  • 7. По степени обязательности специфика конституционноправовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования с широко используемым в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина дозволительным.
  • 8. Нормы конституционного права имеют особенности структуры. Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно норма конституционного права содержит лишь гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Лишь в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Нормы дефиниции пример в конституции рф

Однако в отличие от своих социалистических предшественниц, ныне действующая Конституция, не является монолитом, выделенным из остального правового массива. Таким образом, система конституционного права России имеет сегодня четко выраженную иерархическую структуру. В то же время говорить о том, что эта система уже в достаточной мере осмыслена в научной литературе и получила общепринятое объяснение в теории и законодательной практике, пока не приходится. Размещение данных норм в первой главе или разделе Конституции объясняется не прихотью законодателя, а объективно обусловлено.

Еще почитать --->  Ндфл Ветераны Труда В 3545

Например, ст. Конституционно-правовые отношения: понятие, специфика, структура, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений: социальные индивиды, государственные и негосударственные образования. Индивидуальные и коллективные субъекты. Объекты конституционно-правовых отношений: понятие, виды, особенности. Юридическое содержание конституционно-правовых отношений: субъективные права и юридические обязанности. Предпосылки возникновения, изменения, прекращения конституционно-правовых отношений: конституционно-правовые нормы, правосубъектность, юридические факты.

Во-первых, они носят четко выраженный политический характер и I по основаниям применения, и по кругу субъектов. Во-вторых, они применяются широким кругом уполномоченных I субъектов органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами вне зависимости от отношений подчиненности или подотчетности.

Конституционно-правовые нормы обладают всеми признаками, присущими нормам права:. Специфика конституционно-правовых норм предопределяется рядом признаков, которые характеризуют их особую юридическую природу:. Регулирование общественных отношений, то есть определение прав и обязанностей субъектов права, носит для них вторичный характер.

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек , как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально как физические лица граждане, иностранные граждане и лица без гражданства , но и через свои добровольно созданные общественные объединения.

В последнее время статисты отмечают повышение интереса граждан к юридической науке. Население стремится повысить свою правовую грамотность, не ограничиваясь знаниями тех или иных общеупотребительных понятий. Такая тенденция должна благотворно отразиться на взаимоотношениях между субъектами в целом.

Для разъяснения некоторых вопросов, относящихся к наказаниям, также используются дефинитивные нормы. Примеры можно привести из различных кодексов. В частности, в статьях УК, устанавливающих наказание за экономические и некоторые другие преступления, используется такой термин, как “крупный размер”.

Нормы-дефиниции могут различаться и по частоте употребления. Это зависит от количества случаев, в которых они используются. Так, существуют общеупотребительные слова. К ним, в частности, относят такие понятия, как “работник”, “юридическое лицо” и пр. Существуют и специальные термины. Они используются в той или иной профессиональной сфере.

Их специфика, собственно, выражена в диспозиции например, “Президент Российской Федерации является главой государства” ст. Удельный вес такого рода норм в общем их массиве достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы-предписания. Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы-дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы.

Например, такое понятие, как “юриспруденция”. Между тем в настоящее время нет никаких препятствий и для науки в целом, и для субъектов отношений для совершенствования классификаций разъясняющих положений. Дифференциация норм в конечном итоге должна благотворно влиять на характер отношений, механизм их регулирования.

Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретно­го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь­ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо­го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст­вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со­ответствующими правами и обязанностями.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния). По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения. Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определе­нию сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобрази­ем их объекта.

Нормы-дефиниции в конституции рф

  1. техническим, если нормативные акты, в которых они применяются, предназначены для широкого круга пользователей.
  1. ясно и конкретно определяют волю государства;
  2. выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  3. выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  4. юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.
  5. способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  6. обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;

Такие нормы закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав социальных общностей, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Они определяют нормативно-ориентирующие направления конституционно-правового регулирования общественных отношений, за пределы которых не вправе выйти ни законодатель, ни правоприменители. Так, например, новейшие конституции многих государств закрепляют принципы формирования и деятельности судов.

Горшенев относил ее предоставительно-обязывающий характер и наличие всех трех структурных элементов 4. Поляков также считает, что принципы, дефиниции, оперативные и коллизионные нормы нельзя относить к нормам права, поскольку они не определяют права и обязанности субъектов.Отрасль конституционного права и нормы, из которых она состоит, трансформируются, находятся в постоянном изменении и развитии. На современном этапе у них появляются новые черты, которые требуют научного осмысления.

Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст.

Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента).

Особое значение отводится материальной части судопроизводства: разъяснению правового статуса участникам процесса, определению сроков рассмотрения заявления, разрешения вопроса, установлению процедурных правил, регламентирующих порядок обращения в суд и так далее. Как правило, процесс судопроизводства совпадает с федеральными судебными органами. Ярким примером типичной процедуры является уставный суд Санкт-Петербурга.

В Конституции России норма, прямо указывающая на возможность создания конституционных уставных судов субъектов РФ, отсутствует. При этом законодатель в ст. 10 и 77 того же нормативного акта предоставляет возможность региональным представителям власти создавать суды субъектов, наделяемых конституционными полномочиями. В ст. 27 ФЗ «О судебной системе» данная норма была конкретизирована.

Подобные решения законодателя обусловлены исключительной компетенцией каждого органа. Так, городской суд выносит решения, основываясь исключительно на Уставе или Конституции соответствующего субъекта, не принимая во внимание действие иных нормативных актов.

56 субъектов могут похвастаться собственными конституциями и уставами, то есть высшими законами региона. В свою очередь, 22 территориальных образования приняли законы, определяющие и закрепляющие деятельность сформированных органов. И только в 18 субъектах в настоящее время действуют решения конституционных уставных судов субъектов РФ. Среди первых последователей развития региональной судебной системы: республика Адыгея, Санкт-Петербург, Дагестан, Чеченская республика, Свердловская область и так далее.

Еще почитать --->  Платят ли пенсионеры за капремонт в иркутской области

Председатели судов избираются на должность, как правило, из общего числа судей, отличается лишь способ проведения данной процедуры. Главенствующий может назначаться как путём голосования самих судей (Свердловский уставный суд), так и путём вмешательства регионального парламента в данный процесс.

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные.

Следует также обратить внимание и на то, что наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится не в ТК, а в актах международного трудового права, к числу которых относятся две конвенции Международной Организации Труда (МОТ): Конвенция 1930 г. N 29 «О принудительном или обязательном труде» и Конвенция 1957 г. N 105 «Об упразднении принудительного труда». Обе конвенции ратифицированы Россией.

Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия.

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, — гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне непротиворечивых актов государства.

В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.д. Другими словами, мировое сообщество как бы сложило определенную модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах только одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощает гражданское согласие и противостояние насилию. Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

По способу организации и выражения конституционных норм, то есть по форме, конституции делятся на писаные и неписаные. Неписаные конституции представляют собой собрание законов, судебных решений, обычаев, доктрин, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам, и не составляют единый писаный акт. Писаные конституции отсутствуют в Великобритании, Израиле, Новой. Зеландии.

В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые переходные положения, подчас весьма важные. Таким образом, структурный анализ конституции с элементами логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

Наконец, гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

— процессуальные определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

Под санкцией подразумевают ту структурную часть правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия нарушения правовой нормы, а также устанавливает вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее требований. Ответственность наступает за нарушение правила поведения, сформулированного в диспозиции нормы права.

Конституционно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения или учредительное (исходное) властное предписание, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Правовая норма — правило поведения устанавливает для потенциальных участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности, определяет юридические факты, при наличии которых возникает, изменяется или прекращается конституционно-правовое отношение,

Нормы-дефиниции. Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Благодаря этому термины и понятия становятся легальными, то есть законными, обязательными для всех возможных участников конституционно-правовых отношений.

Отсылочные нормы конституционного права содержат ссылку на конкретную норму, которая закреплена в другой статье конституции или иного нормативного правового акта. Так, в ст. 20 Конституции Франции сформулирована отсылочная норма об ответственности Правительства Республики. Она устанавливает, что Правительство

Нормы принципы в конституции рф примеры статей

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Запрещающие — нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

6. По степени обязательности специфик а конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.