Непроведение обязательного аудита последствия 2022

Правительство на заседании 11 ноября одобрило подготовленные МЭР законопроекты («О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ»

Непроведение обязательного аудита последствия 2022

Содержание

Правительство на заседании 11 ноября одобрило подготовленные МЭР законопроекты («О внесении изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ» и «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»), рассказали в пресс-службе Кабмина. Они будут направлены в Госдуму в установленном порядке, добавили там.

Но обратите внимание, финансовые показатели — это лишь пункт из списка условий обязательного аудита. Поэтому будет ли подпадать организация (в т.ч. СМП) под обязательный аудит в 2024 году по отчетности за 2024 год, зависит от того: нет ли обязанности провести аудит для этого юрлица исходя из каких-то других критериев?

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

Статья 5 № 307-ФЗ содержит перечень критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту. Расширяет его информация Минфина, которая публикуется ежегодно, но не является нормативно-правовым актом. Блог для кадровика: трудовое законодательство, образцы кадровых документов, оформление и прекращение трудовых отношений, выплаты в пользу работников и многие другие кадровые вопросы На сайте представлен бесплатный профессиональный контент.

Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит. Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.

Это значит, что за не выявленные аудиторами налоговые риски можно заплатить из своего личного кармана, т.к. растет количество привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. Для сравнения: за 6 месяцев 2024 года к субсидиарной ответственности привлечено 2460 лиц. В то время, как за первое полугодие 2022-го их было гораздо меньше — 1323.

Обязательная аудиторская проверка — признанная во всем мире процедура. Сегодня меняется взгляд компании на эту, казалось бы, рутинную процедуру. Аудит по-прежнему нужен для верификации корректности финансовой отчетности. Кроме того, с помощью аудита можно не только обезопасить себя и организацию от рисков, но и найти ранее не выявленные финансовые резервы.

Не все аудиторские компании готовы разделить ответственность с клиентом за возможные налоговые претензии по проверенного периоду. При этом крайне желательно помнить и про тренд-2022: когда помимо штрафа к «субсидиарке» привлекают КДЛ (контролирующих должника лиц), если организация не способна оплатить долг и штрафы.

  • проанализировать текущее положение дел в организации;
  • оценить риски и резервы, в том числе риски персональной ответственности руководителей и собственников;
  • предоставить подробный отчет с выводами и рекомендациями по выявленным ошибкам и резервам;
  • будет готова разделить ответственность за возможные налоговые претензии по проверенному периоду.

АО же уже сегодня придется заплатить существенно больше, чем иным юрлицам: для них штрафы за неопубликованное в установленный срок аудиторское заключение от 700 тыс.руб. до 1 млн руб., а руководителям — штраф от 30 до 50 тыс. руб. Такой же штраф взимается и за раскрытие информации не в полном объеме, или недостоверной, вводящей в заблуждение информации, в том числе и в отношении публикуемой бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Что грозит за непроведение обязательного аудита

Правила и порядок проведения такой проверки закреплены в ФЗ № 307 (от 13.12.08). Начиная с 2024 года она выполняется согласно международным стандартам. Законом определяется и основная цель ее осуществления – необходимость убедиться в достоверности представляемой бухгалтерской и финансовой отчетности.

Согласно законодательству за непроведение аудита как такового никакое наказание не предусмотрено. Связано оно только с процессом предоставления в Росстат аудиторского заключения. Если организация не успела уложиться в отведенные сроки, то наказание может быть следующим:

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб. Последствие для ответственного лица (чаще всего это – главный бухгалтер) будет еще серьезней. Ему запретят занимать профильные должности в течение 1 – 2 лет.

Для осуществления аудита необходимо провести небольшую подготовительную работу. Заключается она в разработке стратегии и определении графика будущей проверки. Фирма, осуществляющая аудит, должна вместе с клиентом составить план и сформировать группу, которая и будет проводить проверку.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Предприятие отказалось платить штраф и обратилось в суд за защитой своих прав, поскольку виновником такой ситуации была аудиторская компания, именно она задержала предоставление заключения на несколько месяцев. В итоге штраф был отменен (Решение АС Алтайского края от 5 октября 2024 г. по делу № А03-11802/2022).

  • фирмы, объем дохода которых по итогу предшествующего года превысил 800 миллионов рублей (анализируются показатели не года, за который проводится обязательный аудит, а предшествующего года);
  • компании, у которых величина активов по итогу предшествующего отчетного года была больше, чем 400 миллионов рублей;

Также необходим специальный программный продукт, мощное оборудование, специальные навыки и знания. Практика показывает, что многие организации, даже пройдя обязательный аудит, потом числятся в рядах нарушителей. Основная причина – незнание, как опубликовать данную информацию.

Центробанк РФ для многих компаний, которые обязаны проходить обязательный аудит, является главным регулятором. Поэтому в его полномочия входят опции по применению штрафных санкций в данном вопросе. Интересно то, что применять штраф могут как за само непроведение аудита, так и за предоставление некорректных данных, сведений не в полном объеме и т.п.

Например, критерии по уровню дохода и уровню активов значительно повысили. Если ранее фирмы с доходом свыше 400 миллионов рублей должны были проходить обязательный аудит, то сейчас такая обязанность снята до достижения уровня дохода 800 миллионов рублей.

Следующим шагом будет проверка первичной документации, устава предприятия, регистров бухучета и порядок осуществления учета организации. Все полученные сведения обрабатываются и соотносятся с нормами действующего законодательства. При обнаружении недочетов формируются рекомендации по их ликвидации.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 г. №А55-24924/2022).

  • Двухгодичная прибыль превысила сумму 800 млн. руб. (за основу берут два года, которые предшествуют отчетному периоду).
  • Размер активов согласно балансу на конец каждого из двух лет (предшествовавших отчетному) составляет более 400 млн. руб.
  • Количество работников предприятия превышало 100 человек (подсчет идет опять же за предыдущие года).

Для сравнения, в настоящее время штрафы настолько незначительны (ст. 19.7 КоАП: на должностных лиц: 300-500 руб., на юридическое лицо — 3-5 тыс. руб.), что это во многом и обуславливает «несерьезное отношение» у многих субъектов хозяйствования к отчетности в целом и к аудиторским заключениям — в частности. Но контролирующие органы явно хотят эту ситуацию «переломить».

  • Модифицированное. Формируется, если проверка выявила серьезные неточности в представляемых финансовых отчетах, или аудиторы не имеют возможность получить доказательство того, такие неточности в них отсутствуют.
  • Немодифицированное. Составляется, когда проверенная отчетность, соответствует всем законодательным нормам.
  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Еще почитать —>  Порядок оформлнгтя транспортную карту ученику порядок

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Каковы последствия непроведения обязательного аудита

  • ОАО;
  • организации, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за 2007 г. превысила 50 млн руб. (строка 010 отчета о прибылях и убытках за 2007 г. (форма N 2) ) или сумма активов бухгалтерского баланса на конец 2007 г. превысила 20 млн руб.;
  • ГУПы и МУПы ;
  • различные специализированные организации, в частности кредитные и страховые.

Некоторые специалисты утверждают, что игнорирование организацией обязанности по проведению аудита может явиться основанием для ее принудительной ликвидации, инициируемой налоговым органом . Ведь такие действия можно квалифицировать как ведение деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона . Однако налоговые органы к этой мере не прибегают, поэтому судебная практика по такому вопросу отсутствует. Значит, и риск принудительной ликвидации нулевой.

Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
Приложение к Приказу Минфина России от 22.07.2003 N 67н (с Кодами показателей бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Госкомстата России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003).
Пункт 1 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Пункт 1 ст. 47, пп. 10, 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; пп. 6, 10 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ; пп. «г» п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; п. п. 5, 44 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н; п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Причем уплата этих штрафов не освобождает от необходимости провести аудиторскую проверку и представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию . Хотя если организация, будучи оштрафованной, так и не пригласит аудиторов, то это ей уже ничем не грозит .

Максимальный размер санкций, которые могут грозить за непроведение обязательного аудита, составляет 550 руб. Это, конечно же, намного меньше стоимости услуг аудиторов. Но при решении вопроса о целесообразности прохождения обязательного аудита нужно помнить, что аудиторская проверка может помочь своевременно выявить и исправить различные ошибки в учете.

Критерии обязательного аудита в 2024 году

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия подразумевает независимый контроль, который направлен на оценку результатов финансовой деятельности. Проверку проводят на основании отчетных форм и регистров, с целью выявления и дальнейшего устранения ошибок и неточностей учета.

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.
  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Что Будет Если не Проведен Обязательный Аудит Штраф

Для того чтобы иметь подтверждающий документ, касающийся отчетности по финансам за годовой период, компании или организации должны ежегодно проводить обязательный аудит. Его проведение должно соответствовать действующему законодательству. Если юридические лица не организуют такую проверку своевременно или сроки подачи документации будут упущены, компании понесут ответственность за непроведение обязательного аудита.

на гражданское лицо будет возложена штрафная санкция, сумма которой варьируется в пределах от 2 до 4 тысяч рублей;
▪ для должностных особ предусмотрен штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Также должностные лица могут быть дисквалифицированы на двенадцать месяцев;
▪ юридическим лицам грозит штрафная санкция в размере 700 тысяч рублей.

Если проведение обязательного аудита и приложение его к бухгалтерской отчетности за организацией закреплено законом, то невыполнение этих условий приравнивается к грубому нарушению. В таком случае размер штрафа для фирмы возрастает. Он будет составлять от 5 до 10 тыс. руб. Если нарушение повторится, то увеличится и штрафная санкция. Она будет равна уже 20 тыс. руб.

кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
▪ организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
▪ компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
▪ участники рынка ценных бумаг.

Заключается договор на проведение проверки.
▪ Сбор данных. Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу.
▪ Завершение проверки. Анализируются и обобщаются собранные в ходе проверки данные. Составляется аудиторское заключение

Непроведение обязательного аудита в 2022-2022 годах

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, размер минимального штрафа может быть снижен судом. Например, за неразмещение аудиторского заключения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судом был снижен штраф до 350 тыс. рублей (постановления АС Северо-Западного округа №А56-30455, КС РФ №4-П).

Важно! С 10 апреля 2024 г. вступили в силу поправки в ст.15.11 КоАП, в которой предусмотрены штрафы за грубое нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и за отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Еще почитать —>  Пополнить счет на социальной карте на пенсионера

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2022 г. №13-11/030545, от 20.01.2022 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2022 г. №А55-24924/2022).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Непроведение обязательного аудита последствия 2022

Плановая ежегодная проверка независимой организацией почти всегда выявляет ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. За большинство этих нарушений предусмотрены финансовые санкции в виде штрафов и пеней. Аудиторы подскажут как их исправить с наименьшим риском для компании.

Предновогодний подарок малому предпринимательству в виде увеличения критерия для проведения обязательного аудита, выглядит уменьшением расходов на ежегодных проверках, только с первого взгляда. Увеличение финансовых санкций от фискальных органов может во много раз перекрыть эту экономию.

С конца июня 2024 года в силу вступили положения, в соответствии с которыми, если обязательства возникли из-за недобросовестных или неразумных действий руководителей/учредителей, то кредиторы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с этих лиц, что ранее было возможно только в рамках процедуры банкротства (п. 3.1. ст. 3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Кроме того, необходимость анализа бизнеса вынуждает принимать участие в проверке и руководство предприятия, от которого потребуются комментарии к тем или иным рискам в деятельности. На самих аудиторов стандартами возлагается обязанность об информировании руководства о недочетах в работе систем внутреннего аудита.

Наконец, организация может попасть и под штраф за отсутствие обязательного аудита 2024 на сайте акционерного общества, назначаемый по статье 15.19. По этой статье наказывают за неопубликование аудиторских заключений в интернете в установленный срок. Здесь уже санкции более крупные:

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Надо понимать, что годовая бухгалтерская отчетность сдается не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому и бухгалтерская отчетность, и аудиторское заключение должны быть представлены в ФНС не позднее 3 месяцев и 3 дней после окончания отчетного периода.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

1.1. Осуществлять аудит отчетности ОЗО и ОЗО ФР начиная с отчётности за 2023 год вправе только аудиторские организации, включенные в соответствующий реестр. Указанное требование законодатель не связывает с периодом проведения аудита отчётности (в 2023 году проводится аудит отчётности за 2024 год).
1.2. Требования к численности штатных сотрудников – аудиторов для включения аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, определены на период до 01.01.2023 г и после 01.01.2023 для целей формирования соответствующих реестров.

Непроведение обязательного аудита последствия

Аудиторское заключение совместно с годовым балансом необходимо представить в ИФНС. Если же этого не сделать, то согласно ст. 126 НК РФ и ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях налоговые органы обязаны привлечь организацию к ответственности за непроведение обязательного аудита. Помимо наложения штрафных санкций на организацию налоговые органы могут также оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации подлежащей обязательному аудиту.

Но стоит учесть тот факт, что при возникновении ответственности за непроведение обязательного аудита и наложения штрафных санкций не снимает с организации обязательств по предоставлению в налоговые органы аудиторского заключения. В связи с этим вам придется прибегнуть к помощи компании предоставляющей услуги по проведению обязательной аудиторской проверки.

В соответствии с федеральным законом обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей. Обязательному аудиту также подлежат организации ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, кредитные организации, бюро кредитных историй, организации, являющиеся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли.

Компания ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит» вот уже на протяжении более чем 20 лет предоставляет услуги обязательного аудита. Специалисты нашей компании имеют квалификационные аттестаты, выданные в соответствии с требованиями Закона № 307-ФЗ (единые квалификационные аттестаты).

Специалисты нашей компании осуществят весь комплекс услуг, необходимых для проведения качественной обязательной аудиторской проверки. Мы в строго оговоренные сроки представим отчет о результатах проведения обязательной аудиторской проверки, поможем исправить недочеты и нарушения, а также дадим рекомендации для дальнейшего эффективного ведения бизнеса и многое другое.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/ [email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

По состоянию на 2024 год продолжается обсуждение увеличения санкций и штрафов по отношению к компаниям, не прошедшим обязательный аудит, предусмотренный законом, и не предоставившим аудиторское заключение. Кроме того, ответственность за отсутствие аудиторского заключения распространяется и на контролирующих должника лиц (КДЛ) — собственников, руководителей и бухгалтеров. В материале рассказываем, что необходимо помнить об ответственности за не проведенный обязательный аудит.

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Когда нужен обязательный аудит в 2024 году

  1. С 2024 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2024 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2024 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Еще почитать —>  При замене паспорта уведомлять

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей. Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение. Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

  • акционерные (включая закрытые) общества;
  • выходящие со своими ц/б на биржу;
  • организаторы торгов;
  • профессионально участвующие в работе рынка ц/б;
  • застройщики и накопительные жилищные кооперативы;
  • негосударственные (включая пенсионные) фонды.

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Как известно, для ряда организаций в Российской Федерации законодательно (Федеральный закон №307-ФЗ, ст. 5) установлено требование прохождения аудита фин/хоз деятельности независимыми специалистами. Соответственно, за непроведение обязательного аудита или нарушение сроков его проведения предусмотрена ответственность.

В соответствии с КоАП РФ, функционирующие в форме АО компании, обязаны раскрывать информацию об аудите, предоставляя данные проверки акционерам (по запросу) и в законный срок обнародовать на финансовых рынках заключение аудиторов. Невыполнение этих обязательств также влечет наказание — штрафы для организации и должностного лица соответственно:

При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Ряд организаций, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008, обязаны проходить обязательную независимую проверку финансово-хозяйственной деятельности. За отказ или несоблюдение сроков юридическому лицу и его руководству придется отвечать перед законом. О том, какие штрафные санкции за отсутствие аудиторского заключения существуют, расскажем далее.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту — Закон № 208-ФЗ). Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2022 г. № 454-П

В настоящее время самая жесткая мера ответственности применяется в отношении непредставление информации акционерам. Иные штрафные санкции для крупных компаний имеют незначительный размер. Примеров судебных решений, когда суд подтверждает обоснованность наложения штрафа на организацию исключительно за не опубликование аудиторского заключения, в арбитражной практике довольно мало.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ , это грубое нарушение требований законодательства к бухучету. Должностное лицо в этом случае заплатит штраф 5000-10 000 рублей. Но ответственность за отсутствие обязательного аудита с него снимут, если оно выполнит ряд условий:

Непредставление информации, предусмотренной федеральными законами, грозит акционерному обществу, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, клиринговой организации, акционерному инвестиционному фонду, управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевому инвестиционному фонду или негосударственному пенсионному фонду либо специализированному депозитарию акционерного инвестиционного фонда, паевому инвестиционному фонду или негосударственному пенсионному фонду наложением административного штрафа: на руководителя в размере 20000 — 30000 рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на саму компанию — 500000 — 700000 рублей (ст. 15.19, ст. 19.7.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Налоговая инспекция может отказаться принимать отчетность и оштрафовать компанию на 200 рублей за каждый отсутствующий документ, а руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Отмечу, что отказ налоговой инспекции принять отчетность без аудиторского заключения неправомерен (п. 5 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ). Однако штрафы вполне реальны, поскольку компания обязана представлять в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность в полном составе (основание: пп. 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Уплата административного штрафа не освобождает компанию от обязательного аудита (п. 4 ст. 4.1, п. 1 ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Согласно п. 2 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (а с 2013 года — п. 10 ст. 13 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ), ст. 5 и 6 Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ компании, подпадающие под критерии обязательного аудита, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность. Парадоксально, но прямых санкций за отсутствие аудиторского заключения названные законы не предусматривают.

Случается, что к сроку сдачи бухгалтерской отчетности компания принимает решение не проводить обязательный аудит. О санкциях за отказ от проведения обязательного аудита, за отсутствие аудиторского заключения и o последствиях непроведения обязательного аудита Вы узнаете здесь.

Обязательный аудит отчетности направлен на защиту публичных интересов и является одной из гарантий обеспечения достоверности официального бухгалтерского учета, поскольку позволяет выявить и своевременно исправить ошибки и неточности в учете, пока ситуация не приняла критический оборот. В этой связи отсутствие аудиторского заключения (если оно должно быть представлено в составе годовой бухгалтерской отчетности) может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки (контрольная процедура со стороны государства), а также ревизионных проверок со стороны собственников компании. Кроме того, не проводившие обязательный аудит компании считаются непривлекательными для инвестирования и кредитования.

Компания Ребус

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2022 г. №13-11/030545, от 20.01.2022 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Сколько будет стоить компании непроведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведения аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

28 Апр              262      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ