Административное право франции статья

Административное право Франции

К источникам административного права Франции относится Конституция, значительно усилившая роль президента и правительства. В ней содержится целый ряд норм, регламентирующих управленческую деятельность и административную юстицию. Важная роль отводится законам. Во Франции существуют около 30 сборников законов и других актов в сфере управления. Особое место занимает административное нормотворчество — акты центральных и местных органов исполнительной власти. Велико значение судебных решений. Признавая правовые нормы недостаточными, суд может сформулировать новое правило. Таким образом, во Франции суд творит право.

Административное право Франции. Францию считают родоначальницей административного права. Административное право начинает формироваться с образованием буржуазного государства в связи с принятием законов об административной деятельности. Известный французский юрист Г. Брэбан, определяя предмет административного права, за основу берет понятие «государственное управление» и использует метод исключений. Так, в предмет административного права не входят правоотношения, связанные с частнопредпринимательской деятельностью, взаимоотношения между частными лицами по распоряжению имуществом; исключается также судебная деятельность в тех случаях, когда она не пересекается с деятельностью государственной администрации, и т.д. Таким образом, для административного права остается сфера организации и деятельности государственного аппарата управления, его взаимоотношения с отдельными гражданами.

Глава 3

Современное французское административное право продукт двухсотлетнего развития системы органов государственного управления. Для нее характерны традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм административного права. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб. Административному праву Франции присущи также тщательная разработанность отдельных правовых норм и целых институтов, высокая правовая культура.

Из круга объектов административного права исключается также регулирование деятельности государственных органов, занимающихся формированием политики, т. е. определением наиболее общих направлений национальногосударственного развития. К этим органам относятся законодательные учреждения: Национальное собрание и Сенат. Кроме того, под действие административного права не подпадает также и деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в тех случаях, когда они участвуют наряду с законодательными учреждениями в решении политических вопросов. Из сферы действия административного права выпадает и политическая активность граждан и частных организаций. Формирование государственной политики это объект, регулируемый нормами конституционного права.

Административное право Франции

Центральный аппарат министерства обычно не занимается повседневной оперативной деятельностью. Этим заняты местные (периферийные) службы министерства. Главная функция центрального аппарата — оказание помощи министру в разработке политики министерства и осуществление контроля за проведением ее в жизнь.

Публичные учреждения в той или иной мере контролируются государством. Иногда этот контроль очень жесткий, как это было, например, предусмотрено в 1971 г. в циркуляре министра национального образования, адресованном директорам лицеев. Контроль бывает и менее жестким, и учреждение пользуется тогда значительной автономией, как, например, агентство Франс-пресс, но в целом автономия учреждений во Франции обычно очень относительна в силу традиции централизации, присущей французской системе управления.

Административное право Франции

Система административного права Франции, основываясь на правовых традициях и на общих принципах международного права, представляет собой удобный механизм разрешения социальных конфликтов и в этом отношении может служить примером. Общие принципы административного права Франции были выработаны административными судами. Обычно дела подлежат рассмотрению административными трибуналами, самые сложные дела поступают в Государственный Совет непосредственно либо по апелляции. Государственный Совет осуществляет двойную функцию – консультирует правительство по административным вопросам (административная функция), определяет законность административных вопросов (судебная функция).

Административная система Франции включает в себя министров, центральные департаменты, местные властные структуры различных уровней и множество специальных ведомств и организаций. Министры непосредственно не отвечают за действия государственных служащих и центральных департаментов. Государственные чиновники наделены большими полномочиями и в случае совершения нарушений отвечают за свои действия перед административными судами.

Как уже говорилось, по делам о превышении власти административные суды занимают активную позицию. Акты учреждений такого характера судами аннулируются, они признаются никогда не действовавшими, т. е. судебному постановлению придается обратная сила. Суд обязывает администрацию устранить все отрицательные последствия ее действий, восстановить нарушенные права, возместить ущерб.

Госсовет в качестве высшего административного суда выносит по первой и последней инстанции в порядке исключения решения по наиболее важным делам: по жалобам на акты правительства и министров, по спорам о статусе высокопоставленных служащих и военных, назначенных правительством, и по ряду других особых или исключительно важных дел. В качестве суда второй и последней инстанции он выносит решения по жалобам и протестам на постановления апелляционных и специализированных административных судов, а в отдельных случаях и региональных судов.

Административное право франции статья

История административного права Франции насчитывает более 200 лет. Особые признаки административно-правового регулирования:
1) децентрализация управления;
2) наличие обособленных административных судов;
3) высокая правовая культура.
Объектом административно-правовых отношений являются отношения, возникающие между субъектами частно-предпринимательской деятельности и государственными учреждениями. Административное право регулирует правовые отношения в сфере действия публичного права (отражающего волю большинства граждан), одним из обязательных субъектов права почти всегда является государственное учреждение. Государственные учреждение отделены от политики и судебной деятельности.
Особенностью управленческой деятельности во Франции является наличие особых административных судов, разрешающей споры государственной администрации с другими субъектами права. Объектом административно-правового регулирования является деятельность учреждений и их должностных лиц, то есть управленческие отношения, а также статус государственных служащих.
Административные органы проводят в жизнь политические решения, принимаемые законодателем, и от результатов их деятельности зависит социально-экономическое и политическое положение в стране. У нас же формально вроде бы так, но на практике политические решения законодательной власти не только не проводятся исполнительной властью, а скорее наоборот. Во Франции административно-правовые нормы играют исключительно важную роль в системе права Франции. Принцип законности в административном праве, как считает французский ученый Г.Бребан, состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения закона. Исполнительная власть связана с законом, и соблюдение ею законов контролируется как законодательной, так и судебной властями. Казалось бы, формально и у нас акты есть управления, принимаемые органами исполнительной власти на основании закона и во исполнение целей заложенных в законах, но реально далеко не так.
Источники административного права Франции: Конституция, законы, нормативные акты административных органов и решения судов, в основном, административных.
В настоящее время законодательная власть во Франции ослаблена и усилена роль Президента и Правительства Франции. Однако там высокая правовая культура и такая ситуация в целом нормальная. При нашей же правовой культуре и правосознании такая ситуация грозит ухудшением административно-правового регулирования управленческих отношений. Основная же роль актов управления не только приниматься на основе законов, но что особо важно, работать на цели, заложенные в законы, то есть, упорядочивая и стабилизируя управленческие отношения. Без решения этой актуальной задачи не разрешить проблемы стабилизации экономики, тем более существенного ее оживления и роста. Во Франции законодательно предусмотрена децентрализация административной власти. В административном праве отсутствует даже кодекс. Административно-правовых актов больше, чем законов. Их издают президент, правительство, министерства, ведомства и администрации органов МСУ, а также публичные юридические лица — государственные учреждения и их должностные лица. Премьер-министр и министры образуют правительство — Совет министров Франции. Конституция Франции не разграничивает четко полномочия президента и премьер-министра, что, к сожалению, мы у них взяли на вооружение, но результаты значительно хуже из-за низкого уровня и не только правовой культуры. Количество и полномочия министров не устанавливается конституционным законом, а определяется премьер-министром. Министр обладает высшей административной властью по предметам ведения с 1965 г. В кабинете министра не более 10 человек. Каждый министр сам определяет внутреннюю структуру (генеральные директора, директора, их заместители и т.д.).
Центральный аппарат министерства обычно не занимается повседневной оперативной деятельностью. Этим заняты местные службы. Главная функция министерских советников — оказывать помощь министру в разработке политики и контроля за ее проведением. Представителями государства в департаментах являются префекты (Московский вариант — формальная копия французского). Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и местными службами. Префект издает нормативные и индивидуальные акты администрации в городах. Функции за пределами столицы осуществляют местные службы различных министерств.
Префекты и местные службы являются главным орудием политики территорий централизации государственной власти в унитарной Франции. У нас же администрации субъектов Российской Федерации проводят политику децентрализации, что является непосредственной работой полномочных представителей Президента РФ в нашей стране по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ.
Государственная служба во Франции
Государственными служащими являются все государственные служащие как представители публичных юридических лиц (законодательных, исполнительных и судебных) в столице и за ее пределами. Помимо государственной службы учреждена еще Законом 1984 г. публичная служба местных сообществ. Государственные служащие делятся на две большие категории:
1) гражданские служащие государственных администраций, а также местных сообществ и публичных учреждений; военнослужащие, работники судов и парламента.
Правовой статус 1-й категории служащих регулируется Общим уставом служащего государства и местных сообществ в четырех законах принятых в 1983-1986 г. г.
2) Специальные уставы полиции, ИТУ, авиадиспетчеров. Гражданская служба определяется четырьмя классами: А, В.С.Д.
Класс «А» связан с выработкой управленческих установок в соответствии с проводимой политикой в стране.
Класс »В» реализует управленческие установки, принятые политиками.
Класс «С» включает специалистов и класс «Д» — вспомогательный технический персонал.
При поступлении на службу действует система отбора. Ограничение по службе: возраст 40—45 лет, гражданство и способности. Конкурсные экзамены у кандидатов на службу принимает специальное Жюри. Решение Жюри можно обжаловать в суде.
Как показывает анализ служебной деятельности во Франции, аппарат ее функционирует достаточно профессионально. Снятие с должности служащего возможно только на основании решения суда. То есть во Франции нет такой зависимости деятельности подчиненного от его непосредственного начальника, как это имеет место в нашей стране, тем более проходят ежегодные изменения организационной структуры ФОИВ, что дает неограниченную возможность руководителю комплектовать руководимое им подразделение удобными, но не профессионально подготовленными людьми.
Утвержденна 15 августа 2001 решением Президента РФ «Концепция реформирования системы государственной службы РФ», в которой отражены эти слабые аспекты и в качестве цели-преамбулы сказано: «Построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, обеспечивающей реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развития гражданского общества».

Еще почитать --->  Основание в платеже на госпошлину в суд

Источники административного права Франции

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она пространнее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени Декларации 1789 г.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества, в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях), нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан). Некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб и фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоевания, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. перечислен ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на образование, здравоохранение и др).

На местных служащих распространяются положения о правах и обязанностях, содержащиеся в общем уставе служащих государства и территориальных коллективов. Очевидно, что законодательство может предусмотреть и некоторые особенности в правовом положении местных служащих (например, персонал местных служащих разделяется на два основных штата (корпуса) — местных администраторов и местных атташе).

Различие видов деятельности, многообразие административных функций не позволяет одинаково применять нормы общего статута ко всем чиновникам. Необходимая «корректировка» общего статута применительно к отдельным конкретным ситуациям осуществляется через разработку особых статутов (statut particulier), которые уточняют способы применения общего статута ко всем служащим, составляющим конкретный штат (корпус) чиновников и выполняющим сходные задачи в одном или нескольких административных органах. Особый статут детализирует функции, исполняемые чиновниками данного штата, он уточняет условия и способы приема на службу (необходимый диплом, организация конкурсов и т. д.), закрепляет организацию и схему осуществления карьеры (чины и ранги, скорость продвижения), определяет порядок распределения служащих по различным видам положений (откомандирование, передача в распоряжение, внештатная работа).[7]

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982—1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Аппарат исполнительной власти, находящийся в ведении Президента и Правительства, включает в центре — министерства и ведомства, в регионах — комиссаров республики. Во всех административно-территориальных единицах функционируют органы местного самоуправления: Советы регионов, Генеральные Советы департаментов, муниципальные Советы коммун, причем функции

Административная юстиция

Таким образом, в результате обособления советов от системы административных органов возникла автономная административная юстиция с особым правовым положением, и как справедливо отметили исследователи: «они — не часть активной администрации и не часть судебной системы; специфична и процедура рассмотрения дел в органах административной юстиции» 33 .

Исторически Государственный совет создавался как консультативный орган при правительстве, наделенный полномочиями по даче заключения на принимаемые им акты. Только после положительного заключения Государственного совета эти акты могут быть направлены в парламент для утверждения и вступления в силу. В последующие годы он стал разрешать жалобы частных лиц против органов управления; таким образом, он развивался в качестве полноценного специального судебного органа. И сегодня Государственный совет осуществляет обе функции: как суд и как консультативный орган. При этом он одновременно является судом первой инстанции (разрешает жалобы на президентские и правительственные декреты, акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др.), а также апелляционной и кассационной инстанцией по отношению к решениям административных трибуналов.

Еще почитать --->  Оплата через госуслуги через сколько проходит платеж

Система административного права Франции имеет древнюю историю и является одной нз самых высокоразвитых на Европейском континенте. Она состоит из Государственного Совета, Высшего административного суда Франции, судов низших инстанций и административных трибуналов. Особенностью этой системы можно считать то, что общие принципы админиртративного права были выработаны не административным кодексом или иным законодательством, а судами. В случае Франции это административные суды, что разнит эту систему с английской (там, правда, обычные суды).
Государственный Совет был модернизирован императором Наполеоном 1, создавшим четкую систему административного права, которая из года в год только развивалась и совершенствовалась, что привело к созданию в XX в. системы местных административных судов и трибуналов.
Теперь обычно дела рассматриваются административными трибуналами и только самые сложные поступают в Государственный Совет непосредственно либо по апелляции.
В постиаполеоповскнй период Государственный Совет работал как важная административная организация, призванная консультировать правительство по вопросам администрирования. Было определено, что жалобы, поданные гражданами министру, затем могут быть рассмотрены Государственным Советом в качестве апелляции, но мнение Совета при этом было рекомендательным и ие обязательным к исполнению. В 1872 г. Государственный Совет получил право принимать решения по жалобам граждан и выносить окончательный приговор. Таким образом, было установлено, что Совет осуществляет как административную, так и судебную функции, первую —— консультируя правительство по административным вопросам, вторую — определяя законность административных действий. Государственный Совет сохраняет свою двойную функцию и в настоящее время.
В настоящее время во Франции действует Конституция Пятой Республики 1958 г., построенная иа строгом принципе разделения властей при очень четком отделении гражданского права от административного, т. е. гражданские суды не имеют полномочий рассматривать административные дела.
Франция — президентская республика, и Президент Республики обладает большими полномочиями при назначении правительства, роспуске парламента и реализации некоторых исполнительских функций.
Парламент обладает исключительной властью издавать законы. Законодательная власть парламента не безгранична, оиа ограничивается определенными областями, перечисленными в Конституции. В других сферах правительство может осуществлять законодательную деятельность путем издания различного рода инструкций. Законодательные документы правительства считаются административными актами и подлежат проверке Государственным Советом. Законы, издаваемые парламентом, не являются административными актами и не проверяются Государственным Советом, хотя они могут рассматриваться Конституционным Советом на предмет проверки их соответствия Конституции.
Во Франции, в отличне от России, где действует Конституционный суд, его полномочия осуществляет Конституционный Совет, учрежденный в рамках Конституции Пятой республики. Он же имеет общие правовые полномочия. Его компетенция ограничивается только теми видами дел, которые непосредственно направляются на его рассмотрение. Такими делами являются:
а) заключение о законности президентских и парламентских выборов;
б) заключение (готовится до принятия закона) о правомочности некоторых важных проектов законов;
в) заключение о конституционности обычных парламентских законов и международных договоров, а также обеспечение соблюдения парламентом и правительством рамок своих полномочий в соответствии с законом.
Еще одной особенностью французской конституционной системы является то, что министры непосредственно не отвечают за действия государственных служащих и центральных департаментов.
Из чего состоит административная система Франции? Оиа включает в себя министров, центральные департаменты, местные властные структуры различных уровней и множество специальных ведомств и организаций. Полномочия любого чиновника, ведомства или организации обычно определяются на основе Конституции, статута или какоголибо из многочисленных законов, указов, декретов, инструкций.
Государственные чиновники наделены большими полномочиями и отвечают за свои действия перед административными судами в случае обнаружения нарушений.
Еще одной особенностью французской системы государственного администрирования является то, что центральное правительство на местном уровне представляют департаменты и местные префекты как функционеры центрального правительства. Префект наделен, до некоторой степени, и административной властью. Система префектов была создана Наполеоном I.
Помимо местного представительства, центрального правительства, существует также система местного управления, основанная на коммунах. Каждой коммуной управляет местный совет во главе с мэром. Местные советы и мэры обладают широкими административными полномочиями по большому кругу вопросов местного характера.
Что касается непосредственно административного права Франции, то оно было создано Государственным Советом. В ходе проверки административных действий Совет выработал ряд правовых принципов, применимых к исполнительной и административной власти. Во Франции не существует ни административнопроцессуального кодекса, ни законодательно закрепленных общих принципов административного права.
Сам Государственный Совет является административным органом, который имеет судебную ветвь. Эта судебная ветвь выполняет функцию проверки административных действий на предмет соответствия отдельных актов и решений правовому принципу. За последние годы к Государственному Совету добавились Административные трибуналы и Апелляционный суд. Государственный Совет сохранил некоторые полномочия в первой инстанции, но в основном он занимается апелляциями. Суды первой и второй инстанций расположены на местах, тогда как Государственный Совет находится в Париже. Помимо обычных административных судов, существует несколько дополнительных судов или трибуналов, в чьем ведении находятся специальные вопросы.
Юрисдикция административных судов распространяется на все административные акты без исключения. Во Франции понятие административного акта трактуется широко и включает в себя не только акты или решения по конкретным делам, но и нормативные акты, такие как инструкции, указы и декреты, издаваемые исполнительными органами или их чиновниками.
Система административного права Франции, основываясь на правовых традициях и иа общих принципах международного права, представляет собой удобный механизм резреше ния социальных конфликтов и в этом отношении может служить примером.
20.4. Административное право Англии
Особенностью административного права Англии является то, что, в отличие от остальных рассмотренных нами стран, оно.ие опирается на писанную Конституцию как на базовый закон, т. к. в Англии Конституции иет.
В этом особенность исторического развития страны, в истории которой не было причин для решительных перемен или переворотов, и в результате конституционные основания и сопутствующая им структура законодательства, правления и администрирования проходили период становления медленно, скорее отвечая на социальные и политические изменения, а ие вызывая их.
Поэтому большая часть английской конституционной истории касается постепенного перехода власти и полномочий от монарха к парламенту, появления верховных судов, независимых как от парламента, так и от исполнительной власти н обеспечения гражданских прав. Эти три задачи можпо было выполнить относительно мирным путем и вопрос о Конституции в письменном виде практически и ие вставал.
Только в настоящее время вопрос о писанной Конституции встал иа повестку дня и шагом в этом направлении стало принятие закона о закреплении естественного права человека.
Рассмотрим основные черты конституционной системы Англии, т. к. несмотря на отсутствие какихлибо письменных документов, регулирующих вопросы, относящиеся к конституционным принципам, институтам и должностям в правительстве, существует установившееся общее понимание в этой области и четкое определение соответствующих функций, должностных лиц и правительственных чиновников.
Б стране Парламент является высшим законодательным органом. Ои включает в себя (как систему) Королеву и состоит из Палаты Лордов и Палаты Общии. Верхней палатой считается Палата Лордов, однако ни Палата Лордов, ни сама Королева не имеют права блокировать законопроекты, утвержденные Палатой Общин, что на’практике дает возможность Палате Общин принять любое угодное ей решение.
В Англии существует доктрина парламентского суверенитета, что означает наличие принципа отсутствия правовых ограничений для законов, принимаемых парламентом. Имеющиеся ограничения носят скорее политический и социальный характер, но не юридический.
Члены Палаты Общин избирах>тся по округам; победившим считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Такая система способствовала созданию и укреплению двух основных политических партий в стране, когда одна или другая из них получала большинство в Палате Общин. Результатом этого, в свою очередь, является сильный Премьерминистр и сильный министерский состав.
Министры — имеются в виду государственные министры вместе с Премьерминистром являются членами Палаты Общин. Министры могут быть членами Палаты Лордов, которая не является выборным органом и в которую входят наследственные и пожизненные пэры (с поправкой на решение о сокращении членов Палаты Лордов, принятое весной 2000 г.). На практике, за редким исключением, Кабинет министров формируется из членов Палаты Общин.
Министры подотчетны Парламенту коллективно и каждый в отдельности.
Отчетность означает объяснение н аргументирование своих действий перед Парламентом. Коллективная ответственность касается основных министров, которые н составляют Кабинет. Личная ответственность означает, что министры отчитываются в своих собственных действиях и за действия подчиненных им департаментов. Это значит, что действия чиновников считаются действиями министра, за которые ои и несет ответственность перед Парламентом.
В Англии суды не проверяют законы, изданные Парламентом. Это вытекает из доктрины о парламентском суверенитете, поскольку законы, изданные Парламентом, являются высшими правовыми актами и суды не могут выносить суждение о них. Компетенция судов ограничивается судебной проверкой административных действий, при этом под разумевается, что они таким образом выражают волю парламента, а не вступают с ним в конфронтацию.
В Англии в обычном понимании нет системы административного права. Не существует ни административных судов, ни административных нли административнопроцессуальных кодексов. Вся деятельность, связанная с проверкой административных действий, сосредоточена в обычных судах, и они разработали ряд средств судебной защиты, позволявших аннулировать административные действия в случае превышения полномочий или злоупотребления ими.
Поэтому для административного права Англии характерны следующие особенности:
1) оно не имеет административнопроцессуального кодекса, а суды действуют на основе прецедента, т. е. решений и действий, бывших ранее и уже прошедших через суд;
2) не существует также процессуального кодекса для определения права министров издавать приказы, имеющие силу законов, хотя в различных статутах содержатся некоторые процессуальные правила, т. е. это также прецедент;
3) судебная проверка административного действия проводится вышестоящими отделениями обычных гражданских судов. Не существует особых административных судов, как нет и соответствующего административного подразделения Верховного суда.

Еще почитать --->  Пребывание белорусов в россии 2021

Административное право франции статья

Во французской теории административного права большое место занимают исследования, относящиеся к государственной публичной службе, которую профессор Л. Дюги в свое время пытался объяснить через социальные функции государства. Формирование публичных служб, удовлетворяющих общие интересы граждан и управление ими, Л. Дюги считал определяющими содержание административного права. Г. Жез считал главным в административном праве деятельность учреждений публичной службы. М. Валин, А. Лобадер, Ж- Ведель и др., признавая важность публичной службы в административном праве, шире понимают предмет этого права, включая в него управление обороной, транспортом и национализированной промышленностью, запись актов гражданского состояния, административно-территориальное деление страны, правовое положение чиновников аппарата государственного управления и др.

Президент республики, согласно ст. 5 конституции 1958 г., является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров и соглашений Сообщества. Он следит за осуществлением конституции и обеспечивает своим арбитражем «нормальное функционирование государственных Органов и преемственность государства*. Президент считается

Премьер-министр и министры образуют правительство — Совет министров Франции. Конституция Франции не разгра­ничивает четко полномочия президента и премьер-министра, что, к сожалению, мы у них взяли на вооружение, но резуль­таты значительно хуже из-за низкого уровня и не только пра­вовой культуры. Количество и полномочия министров не уста­навливается конституционным законом, а определяется пре­мьер-министром. Министр обладает высшей административ-

наоборот. Во Франции административно-правовые нормы иг­рают исключительно важную роль в системе права Франции. Принцип законности в административном праве, как считает французский ученый Г.Бребан, состоит из двух взаимосвязан­ных обязанностей: действовать в соответствии с законом и про­являть инициативу для обеспечения закона. Исполнительная власть связана с законом, и соблюдение ею законов контроли­руется как законодательной, так и судебной властями 1 .

Из круга объектов регулирования нужно исключить также судебную деятельность, если она не пересекается с деятельностью государственной администрации. Все то, чем занимаются общие суды при разрешении споров между частными лицами, лежит в сфере действия гражданского права. Но если в правоотношении участвует административный орган, положение меняется. Особенностью правовой системы Франции является наличие помимо общих судов еще и особых административных судов, которые занимаются разрешением споров в связи с деятельностью государственной администрации. Организация и функционирование административных судов регулируется нормами административного права.

Из круга объектов административного права исключается также регулирование деятельности государственных органов, занимающихся формированием политики, т. е. определением наиболее общих направлений национально-государственного развития. К этим органам относятся законодательные учреждения: Национальное собрание Франции и Сенат. Под действие административного права не подпадает также деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, если они участвуют наряду с законодательными учреждениями в решении политических вопросов. Из сферы действия административного права выпадает и политическая активность граждан и частных организаций. Формирование государственной политики – это объект, регулируемый нормами конституционного права.

Современная публичная служба во Франции строится в соответствии с карьерной системой, или системой закрытой службы (le systeme de la carriere; la fonction publique fermee)3. Считается, что чиновник, зачисленный на одну из административных должностей, обязан всю свою жизнь посвятить государственной службе, а государство должно в свою очередь гарантировать ему продвижение («карьеру») в соответствии с его квалификацией и поведением. В этом случае положение чиновника отличается стабильностью.

Официально французское право является полностью писаным правом законодательного происхождения, созданным без участия судьи. Судья толкует нормативные акты, но не создает норм права. Регламентарные постановления запрещены ему Гражданским кодексом (ст.5). Воздействия судебного решения строго ограничено рамками дела, по которому оно принято.