Административная защита прав граждан в сфере соц обеспечения

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из

Административная защита прав граждан в сфере соц обеспечения

Содержание

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита». Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи. Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями. Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав [7, с. 131]. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав. Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.

  1. Юрисдикционная форма. Деятельность общественных организаций и государственных органов по защите охраняемых законом интересов и прав (защита прав уполномоченными государством или государственными органами, обладающими правомочными полномочиями). Наиболее характерна для защиты прав социального обеспечения.
  2. Неюрисдикционная форма. Применение мер защиты самостоятельно управомоченным субъектом, без обращения к отдельному органу.

Самозащиту можно рассматривать, как возможность контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан. Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной, законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.

Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г

2. С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

2. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2024 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2024 года.

Еще почитать —>  Проездная карта спб цена доя маршруток

9. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» утверждает перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, которые предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета.

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2024 г. N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».

Способы защиты прав граждан по социальному обеспечению

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение. Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Административная защита прав граждан в сфере соц обеспечения

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Основы административно-социального права Российской Федерации

  • преемственные образовательные программы различных уровней и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;
  • сеть реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
  • органы, осуществляющие управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций;
  • объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере научной и научно-технической деятельности, нанотехноло-гий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности. Минобрнауки в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам регулирования научной деятельности, в частности, Положение о подготовке научно-педагогических и научных работников, Номенклатуру специальностей научных работников, Положение о докторантах, об аспирантах и соискателях.

Еще почитать —>  Надбавка К Пенсии За Звание Ветерана В Московской Области

Учебно-практическое пособие Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Относительно новым способом защиты гражданских прав, введенным в ГК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ, является признание недействительным решения собрания. Оно может быть признано недействительным судом при несоблюдении требований закона, в том числе в случаях: существенных нарушений порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющих на волеизъявление участников собрания; отсутствия полномочий у лица, выступавшего от имени участника; существенного нарушения правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола; нарушения равенства прав участников собрания [26]. Так, например, по иску заинтересованного лица, считающего свои права нарушенными, может быть признано недействительным решение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме и т.п.

Такой способ защиты прав граждан, как присуждение к исполнению обязанности в натуре может реализовываться только в судебном порядке, как и неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Взыскание компенсации морального вреда также производится судом, который определяет размер подлежащего возмещению морального вреда. Вышестоящие органы социального обеспечения не обладают компетенцией по установлению обязанности возместить моральный вред в тех или иных случаях, которые имеют место в сфере социального обеспечения.

Административная защита прав граждан в сфере соц обеспечения

Юридическая сила итоговых решений Конституционного Суда, как отметил В.Д. Зорькин, «превышает юридическую силу любого закона, а, следовательно, практически равна юридической силе самой Конституции, которую уже нельзя применять в отрыве от итоговых решений Конституционного Суда, относящихся к соответствующим нормам, и, тем более, вопреки этим решениям.

Субъекты РФ в силу имеющихся у них финансовых возможностей по- разному регулируют переданные в их ведение вопросы, не имея даже каких- либо минимальных стандартов социальной помощи, социального обслуживания. Представляется целесообразным установить такие ориентиры для субъектов РФ на федеральном уровне, учитывая конституционные принципы и нормы, а также положения, закрепленные в нормах международного права.

Социальное обеспечение граждан и его административно-правовое регулирование

Соц. обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. Соц. обеспечение может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами соц. обеспечения в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения; социальное обслуживание на дому и др.

За последние три года в Конституционный Суд поступило около 58 тыс. обращений. Из них жалоб граждан, групп граждан и организаций — более 57,8 тыс., запросов и ходатайств государственных органов — 135. Наибольшее число обращений касалось вопросов защиты конституционных прав и свобод граждан — свыше 13,9 тыс. (в том числе охраны трудовых прав — около 1,2 тыс., охраны жилищных прав — более 3,1 тыс., социальной защиты — свыше 6,7 тыс.); конституционного права (организации публичной власти) — около 0,7 тыс.; гражданского права и процесса — свыше 12,5 тыс.; уголовного права и процесса — более 20 тыс.; хозяйственного, финансового и налогового права, арбитражной практики — свыше 1,6 тыс.

Еще почитать —>  Повышающий коэффициент подогрева холодной воды 2024 год

Конституционный Суд исходил и исходит из понимания того, что осуществление любых преобразований должно сопровождаться укреплением механизмов защиты прав и свобод человека, в особенности тех прав и свобод, потенциальную угрозу которым могут нести проводимые или предполагаемые к проведению реформы.

Конституционные, уставные суды субъектов РФ по результатам рассмотрения дел принимают решения в виде постановлений, заключений и определений. В случае признания этими судами актов органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления не соответствующими Конституции, уставу субъекта РФ полностью или в части, эти акты или их отдельные положения не подлежат применению. Таким образом, решения конституционных, уставных судов субъектов РФ с нормативным содержанием обладают качеством источника права[25].

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных). Истцы по искам о взыскании пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.). Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Дипломная работа: Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации

5. В области деятельности общественных объединений инвалидов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было отменено установление льгот, в том числе и по налогообложению, что сводит практически на нет как существование действующих объединений, так и создание и функционирование новых. Установление преференций Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» общественным объединениям инвалидов будет касаться далеко не всех объединений. Представляется целесообразным возвращение к практике квотирования мест для общественных объединений инвалидов в представительных органах региональной и муниципальной власти.

Переход к рыночной экономике предполагает создание целостной и эффективной системы социальных гарантий, соблюдение важнейших прав членов общества: права на труд, и защиту от безработицы, на получение дохода, обеспечивающего право на жизнь на отдых и досуг, на образование, на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, на попечение и помощь материнству и детству. Нормотворческий процесс в области социальной защиты не должен останавливаться, в формировании правового государства необходимо опираться на государственные гарантии, законодательно закрепленные социальные права человека в России.

Формы защиты интересов в праве социального обеспечения

Советское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. О.А. Красавчикова. 3-е изд., исп. и доп. М.: Высшая школа, 1985. Т. 1. С. 95 — 97.
Богданова Е.Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал российского права. 2003. N 6.
См.: Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав: Учебное пособие. М.: Лекс-книга, 2002. С. 37.

Важность данной формы подчеркивает и тот факт, что некоторые ученые выделяют ее в отдельный вид. Так, А.Ф. Воронов и И.В. Холодков предлагают деление способов защиты прав на три вида: судебная защита; административная защита; международная защита. Однако мы полагаем, что изложенная выше точка зрения о том, что международная форма защиты является подвидом судебной, является более точной. В подтверждение этого следует указать, что, характеризуя международный способ защиты, сами авторы — А.Ф. Воронов и И.В. Холодков — упоминают только Европейский суд по правам человека. Таким образом, даже исходя из названия самого органа, уполномоченного осуществлять данную форму защиты, вытекает название — судебная форма.

05 Апр              1335      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ