Административная форма защиты

Городская администрация обратилась в арбитражный суд с требованием отменить предписание, сославшись на то, что предпринятые ею меры являются лишь

Административная форма защиты

Содержание

Городская администрация обратилась в арбитражный суд с требованием отменить предписание, сославшись на то, что предпринятые ею меры являются лишь средством контроля с целью предотвращения расхищения федеральной собственности. Управление ГАК, выступая ответчиком, возразило, что такая мера ограничивает права лесозаводских предпринимателей, нарушая ст.7 (п.1) и ст.12 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Постановление городских властей создает дискриминирующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов на территории Лесозаводского района и тем самым наносит материальный ущерб лесопромышленным предприятиям.

Так, АО «Московское патентное бюро» обратилось в арбитражный суд субъекта РФ с иском к Апелляционной палате Комитета РФ по патентам и товарным знакам о признании недействительным решения Апелляционной палаты, которым был аннулирован используемый истцом товарный знак. Арбитражный суд субъекта РФ прекратил производство по делу, ссылаясь на то, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, т.к. Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках и знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» предусмотрено обжалование решения Апелляционной палаты в вышестоящую Патентную палату, а не в арбитражный суд. Определение арбитражного суда субъекта РФ о прекращении производства по делу постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ было признано незаконным, т.к. в соответствии с п.2 ст.11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке и затрагивающие гражданские права, может быть обжаловано в суд*(1)..

Административная форма защиты

Административная форма защиты— это законодательно определённая возможность лица восстановить свои права, нарушенные государственными органами, организациями или должностными лицами. Защита прав в таком случае заключается в обращении в вышестоящие или специальные органы, в компетенцию которых входит контроль работы государственных правозащитных и иных структур.

При подаче жалобы, орган или лицо, принимающее её, обретает обязанности установить факт нарушения прав гражданина, если таковой действительно имел место быть. В установленном законом порядке и в указанный срок рассматривающий жалобу орган обязан сообщить потерпевшему свои выводу, а также меру наказания, использованного против нарушителя.

Только на уровне Администрации Президента РФ урегулирован порядок рассмотрения обращений граждан к Президенту. Создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Указом Президента утверждено Положение об управлении. Основными функциями этого органа являются: рассмотрение устных и письменных обращений граждан, анализ обращений, информационно-справочная и аналитическая работа в этой области. Управление обязано своевременно рассматривать обращения граждан, направлять их в органы, компетентные разрешать поставленные в обращениях вопросы; контролировать своевременное выполнение органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) поручений по обращениям граждан; извещать граждан о результатах рассмотрения в Управлении их обращении. В Приемной Администрации Президента РФ организован личный прием граждан уполномоченными на то должностными лицами. В настоящее время в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по работе с обращениями граждан. Связана организация такого отдела с решением Президента РФ разделить соответствующие функции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

3. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента за законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля и отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека, создания благоприятных экологических условий и т. п.

  1. Самозащита . В качестве самозащиты часто производятся действия, которые не имеют законодательного исчерпывающего урегулирования, но направлены на восстановление нарушенных прав. При этом очень важно, чтобы лицо, использующее самозащиту, само не нарушило закон, и не совершило административное или уголовное правонарушение.
  2. Судебная защита административных прав. Наиболее часто встречается судебный порядок восстановления или защиты нарушенных административных прав физического или юридического лица. Для этого существует строго определенная законодательством процедура, начало которой составляет юридически правильно оформленный иск к субъекту, нарушившему определенные права гражданина. Эта форма закреплена в Конституции и осуществляется судами различной юрисдикции. Если и суд первой инстанции не встал на защиту, то процедура обжалование решения суда поможет исправить судебную ошибку.
  3. Административная защита прав . В случае нарушения законных интересов граждан со стороны органов власти различных уровней используется административная защита прав, которая реализуется административными органами, вышестоящими по отношению к нарушителям, либо специальными надзорными органами власти. В этом случае вся процедура восстановления нарушенных прав происходит без участия судебных органов, однако у граждан имеется возможность оспаривания принятого решения в судебном порядке в случае неудовлетворенности принятым решением по конкретной жалобе.

Еще почитать —>  По какому косгу оплачивать за бумагу 2022

Каждый гражданин Российской Федерации имеет определенные права, предусмотренные Конституцией и законодательством. При нарушении прав со стороны физических или юридических лиц, а также органов государственного управления, любой гражданин может осуществлять их защиту и восстановление в тех формах, которые предусматривает гражданское законодательство. Среди наиболее распространенных форм используются самозащита, административная и судебная защита .

Способы защиты гражданских прав

С учетом такого обширного понимания значения охраны законодательство дает более краткое определение этого положения. В таком случае к нему причисляют законодательные меры, направленные на признание гражданского права и на защиту его интересов. Чтобы не запутаться в терминах, узкое значение «охраны» — это «защита цивильных прав».

Правом на защиту можно назвать возможность пользоваться правоохранительной поддержкой, дабы восстановить свои нарушенные права. Критерии такой возможности провоцируют некие споры. По стандартному положению, право на защиту – это составляющая часть гражданского права для требования восстановлений своих прав и свободу в их использовании. Некоторые специалисты считают, что обеспеченность субъективного права возможностью государственного принуждения — это его самое основное качество. Такая возможность существует не параллельно с другими, закрепленными в субъективном праве возможностями, а свойственна им самим, так как без этого они не были бы юридическими возможностями. Несмотря на некоторые различия, которые есть между этими двумя мнениями, столь важных расхождений между ними нет, так как в обоих случаях право на защиту рассматривается как обязательный элемент каждого гражданского права.

Компетенция:

  • — осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • — проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • — ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы граждан о нарушениях их трудовых прав;
  • — принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  • — осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

ТК указывает на способы защиты трудовых прав, но в действительности речь идет именно о формах защиты:

  • 1. Судебная защита (индивидуальные трудовые споры — только районные суды, но не третейские).
  • 2. Государственный надзор и контроль (административная форма, ФИТ).
  • 3. Защита трудовых прав профсоюзами (общественная форма, создаются инспекции, участие в разрешении коллективных трудовых споров, участие в правотворческой деятельности).
  • 4. Самозащита (отказ от выполнения работы).

Защита прав и законных интересов

Нотариальная форма защиты применяется только в гражданско-правовых отношениях, да и то достаточно ограниченно (совершение исполнительных надписей, совершение протестов по векселям и чекам). Поэтому в публичных отношениях права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности защищаются только в судебной и административной формах. Причем споры, возникшие в рамках публичных отношений, разрешаются только государственными судами.

Кроме того, как вариант в законе может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Таким примером является п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данный пункт устанавливает исключение из упомянутого выше правила, закрепленного в п. 1 ст. 138 НК РФ.

Еще почитать —>  Сдавать в найм квартиру родственникам

В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.

Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Защита гражданских прав: понятие, способы, порядок

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное регулятивное субъективное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения.

Такой способ защиты гражданских прав, как компенсация морального вреда, состоит в возложении на нарушителя обязанности по выплате потерпевшему денежной компенсации за физические или нравственные страдания , которые тот испытывает в связи с нарушением его прав.

Административная форма защиты

Как известно, в гражданском праве традиционно различают две формы защиты прав: неюрисдикционную (когда лицо самостоятельно защищает свои права, не прибегая к помощи административных или судебных органов) и юрисдикционную (о ней речь идет тогда, когда за защитой своих прав лицо обращается к соответствующим органам, уполномоченным выносить обязательное для спорящих сторон решение)[15].

Следует признать, что система административной юстиции в России традиционно тяготела к испанской модели. То есть реализация административного порядка защиты осуществляется органами, входящими в систему исполнительной власти и не образующими иерархически выстроенную структуру административной юстиции. Использование данного порядка предполагает обращение заинтересованного лица к вышестоящему органу (должностному лицу) в соответствии с предписаниями закона. Не исследуя вопрос подлинной независимости этих органов от «активной администрации», т. е. собственно исполнительной власти, следует признать, что решения таких органов по смыслу п. 1 ст. 6 Конвенции по правам человека не могут рассматриваться в качестве первоначальных решений по гражданским делам[36]. Это обусловлено, во-первых, отсутствием в большинстве случаев предусмотренного законом административного порядка рассмотрения дел, а во-вторых, несоответствием процедуры предусмотренным стандартам отправления правосудия (п. 1 ст. 6 Конвенции по правам человека). Вынесенные административными органами решения могут обжаловаться заинтересованными лицами в соответствующие судебные органы, т. е. они могут реализовать судебный порядок защиты.

Причем судебную и административную формы защиты, если иное не установлено законом, можно использовать одновременно (см., например, п. 1 ст. 138 НК РФ). Втаком случае решения вышестоящих органов об отказе в удовлетворении жалоб оцениваются арбитражными судами наряду с другими документами, имеющимися в деле (см. п. 4 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, являющегося приложением к письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-373).

Кроме того, как вариант в законе может предусматриваться обязательное досудебное рассмотрение жалобы в административном порядке. Таким примером является п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Данный пункт устанавливает исключение из упомянутого выше правила, закрепленного в п. 1 ст. 138 НК РФ.

Еще почитать —>  Почему не всем сотрудникам мвд оформляют карту москвича

Формы защиты права: понятие и способы

Как следует из вышеизложенного, под “формой” необходимо понимать то внешнее выражение, в котором проявляются предполагаемые внутренние свойства. В отношении формы защиты права можно дать ему следующее определение, с учетом некоторого взвешенного подхода, учитывающего обе вышеизложенные системы правосознания. Так, любая защита права предполагает его восстановление в состояние, которое существовало до нарушения, либо, за невозможностью, в состояние, являющееся справедливо подобным. Справедливость является принципом, который определяет соразмерность возмещения, при сохранении общего баланса прав, имеющегося до нарушения. Соответственно, формой защиты права является совокупность средств и способов, объединенных в некоторый, признаваемый государством и обществом, официальный порядок или процедуру, с помощью которой происходит такое восстановление.

Несколько особое положение в правовых системах “общего права” с преобладающим естественно-правовым порядком занимает судья. Английский судья — это не только правоприменитель, он сам и создатель права, особенно в новых, развивающихся отраслях и сферах жизни общества. Судья определяет ту тенденцию правового порядка, которую затем принимают на “вооружение” и исполнительные органы, и парламент. Английская система права — “выросшее дерево” судебных прецедентов, в основе которого во многом находятся естественные права и принципы.

На современном этапе наблюдается тенденция расширения судебной формы защиты прав, повышения ее доступности, устранение ограничений при обращении в суд. Так, были исключены ограничения в реализации права на судебную защиту в области защиты трудовых прав (ранее, прежде чем обратиться в суд, работник должен был попытаться урегулировать возникший конфликт в КТС, в случае ее наличия на предприятии), существенно расширены возможности по обжалованию в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов, несомненно, входят в систему судов РФ[15], однако, непосредственно защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов не осуществляют. Так, согласно ст.ст. 1, 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов[16].

Административно-правовые формы защиты прав человека и гражданина предопределяются прежде всего издаваемыми в соответствии с Конституцией федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Определенную роль в этой сфере играет законодательство субъектов РФ.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Форма защиты прав

Юрисдикционная форма защиты — это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган ЗАГС и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Самой распространенной формой защиты нарушенных или оспариваемых прав является судебная защита.
Право на судебную защиту прав гарантирует каждому Конституция Российской Федерации в ст. 46, которая гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

05 Апр              1590      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ