Статья современное состояние уголовной политики в россии 2022

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они

Статья современное состояние уголовной политики в россии 2022

Содержание

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

  • штрафом в размере до 2 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет;
  • обязательными работами на срок до 320 часов;
  • принудительными работами на срок до трех лет;
  • арестом на срок до четырех месяцев;
  • лишением свободы на срок до трех лет.

Многие россияне ожидали, что депутаты Госдумы примут постановление об амнистии по уголовным делам до конца минувшего 2024 года, однако, этого так и не произошло. В планы российских парламентариев внесла свои коррективы пандемия коронавируса, и социально-экономическая ситуация в государстве в значительной степени ухудшилась.

Законопроекты об амнистии ожидают, таким образом, лучших времен. Эксперты признают, что такая необходимость назрела давно, а потому вероятность принятия постановления об амнистии в 2022-м достаточно высока. В последний раз амнистию объявляли в России свыше пяти лет тому назад.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Для того, чтобы определить каким образом развивается уголовная политика и каким образом проводимые изменения влияют на преступность, необходимо проанализировать активность субъектов права законодательной инициативы. Государством, в лице субъектов проводится активная законотворческая деятельность, затрагивающая внесение изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации. В таблице № 1 отражено, как за последние 22 года менялись динамика и количество принятых Федеральных Законов.

ФЗ от 23.04.18 г. № 111 — часть 3 ст. 158 «Кража» УК РФ дополнена новыми квалифицирующими признаками: хищением денежных средств с банковского счета, а равно электронных денежных средств (при отсутствии признаков мошенничества с использованием электронных средств платежа);

Новый импульс

Единая уголовная политика на сегодня отсутствует
Постановка вопроса о необходимости принятия Концепции уголовной политики отнюдь не нова. Современное состояние уголовного законодательства России характеризуется отсутствием четко обозначенных и принятых на соответствующем уровне концептуальных основ его формирования. Это порождает внесение многочисленных непоследовательных, а порой и противоречивых изменений в действующий УК РФ. Поэтому есть все основания согласиться с тезисом авторов Дорожной карты о том, что «единая уголовная политика (или по меньшей мере общая линия такой политики) на сегодня в Российской Федерации отсутствует, а тактическая уголовная политика находится в состоянии хаоса».

Во-первых, отдавая должное трендовости наименования представленного документа («дорожная карта»), как раз дорожной картой его назвать сложно. Последняя в традиционном понимании есть пошаговый сценарий развития чего-либо, в нашем случае – отечественного уголовного права. Анализируемый же документ даже по своей структуре не похож на четкий план стабилизации ситуации в сфере уголовного законотворчества. В нем оценивается состояние уголовного законодательства и показывается неудовлетворенность уголовной политикой, рассматриваются предлагаемые новеллы и т.д. Намечены, правда, три временных этапа, но даже их выделение небесспорно. Непонятно, почему гуманизация предшествует систематизации, а последняя – пенализации. Эти содержательные процессы по приведению в порядок качества УК РФ вполне сочетаемы, более того, целесообразна их параллельная реализация. Да и сам перечень этих направлений повышения качества УК РФ вряд ли можно назвать полным: есть потребность в укреплении межотраслевых связей, ужесточении репрессии за отдельные виды преступлений (гуманизм не может быть огульным) и т.д.

Сохранилась тенденция к повышению уровня безопасности в общественных местах. На 18,1% сократилось число уличных преступлений. В парках, скверах и на улицах населенных пунктов зарегистрировано на 43,5% меньше грабежей, на 26,4% – краж, на 17,7% – разбойных нападений.

Статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации в январе 2024 года свидетельствуют о снижении числа зарегистрированных преступлений. По сравнению с январем прошлого года их количество уменьшилось на 6,6%, в том числе умышленных причинений тяжкого вреда здоровью – на 12,4%.

В 2024 году должен стартовать суд над известным авторитетом Олегом Медведевым по прозвищу Шишкан, которого считают основным претендентом на главный трон отечественного криминалитета. Его обвиняют по новой антиворовской статье УК, а почти два десятка его приближённых — в вымогательствах и убийстве. Медведев и его адвокаты знакомятся с материалами дела. По информации Лайфа, Шишкан делает всё, чтобы выйти на свободу. По словам официального представителя СКР Светланы Петренко, за время следствия он опробовал разные стратегии защиты. Например, пытался выдать себя за невменяемого. Сейчас авторитет утверждает, что дело против него якобы сфабриковали по заказу неких влиятельных недоброжелателей.

Еще почитать —>  Можно ли проводить в бухучете ордер без чека

За гибелью Гули последовала смерть других его «коллег». На родине в больнице скончался легендарный 82-летний Джемал Шавладзе по прозвищу Чай — старейший вор в законе. Затем 65-летний «законник» Владимир Зятьков (Зятёк) на своём катере на полном ходу врезался в баржу. В одном из СИЗО Омска при странных обстоятельствах скончался вор в законе Кахабер Парпалия (Каха Гальский), которого считали смотрителем российского общака. Также умерло несколько воров меньшего масштаба и известности.

Современное состояние уголовно-правовой политики противодействия экономической преступности

Но в тоже время, проанализировав статистические данные за 2022-2022 гг. относительно, совершенных преступлений в экономической сфере, можно сделать вывод, что количество преступлений уменьшается, но в тоже время материальный ущерб вырос в 1.62 раза. Наглядно это можно предоставить на диаграмме 1 .

Учитывая тенденции либерализации законодатель все-таки должен принимать во внимание и те несовершенства вводимых изменений и дополнений в уголовно-правовые нормы. Важным остается момент конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступления в сфере экономической преступности.

Актуальные проблемы модернизации уголовного законодательства в Российской Федерации

В статье затрагиваются проблемы модернизации уголовного законодательства России. Анализируется современное состояние законодательства в условиях взятого курса уголовно-правовой политики на гуманизацию. По итогам исследования определены основные проблемы, возникающие в процессе правоприменения законодательных новелл, существующие возможности их решения, а также перспективы дальнейшего совершенствования уголовного законодательства. УК РФ активно изменяется в соответствии с возникающими потребностями развития общества. Цели модернизации уголовного права предполагают в качестве необходимого условия применение гуманного подхода в равной мере по отношению ко всем людям. Для достижения увеличения эффективности внутренней политики государственной власти в сфере противодействия преступности на современном этапе развития России существует потребность в создании условий для продуктивной реализации принципа гуманизма.

Необходимо обозначить следующий, крайне важный аспект назначения наказания. Модернизация уголовного права предполагает особое внимание к функционированию гуманистических ценностей в вопросе наказания несовершеннолетних. Данные лица не всегда могут осознавать тяжесть совершенных преступлений, поэтому стоит задача предотвратить повторение совершения преступной деятельности, вместе с этим не поспособствовать пополнению рядов преступников из-за чрезмерности понесенного наказания. В связи с этим законодательством предусмотрены принудительные меры воспитательного воздействия, освобождение от наказания с помещением в специальные учебно-воспитательные учреждения. Важнейшее место занимает индивидуализация уголовной ответственности для несовершеннолетних. При назначении наказания учитывается влияние старших по возрасту лиц, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности. Законопроектом об уголовных проступках также предполагается освобождение от ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия для впервые совершивших уголовный проступок несовершеннолетних лиц. Необходимо продолжать совершенствовать правовое регулирование и механизм осуществления освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания.

производственные отношения, противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Они являются базовыми факторами, порождающими преступность и уголовную политику;политические отношения главные объективные факторы, которые создают потенциальную возможность преступности;правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и моральноэтических отношений; другие виды социальных отношений идеологические, моральноэтические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения.[1]К основным субъективным факторам, определяющими преступность и уголовную политику, относятся: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественнополитических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и ее правовая форма правовая идеология.[2] Уголовная политика –это реакция государства на преступность. Уголовная политика зависит от социальных основ общества экономики, политики, идеологии, культуры. Направления уголовной политики многообразны, носят разноуровневый, иерархичный, системный характер в силу комплексности, сложности и структурности преступности и причин, ее порождающих. Они обусловлены конкретноисторическими экономическими, социальнополитическими, духовнымипроцессами данного общества, его противоречиями. Цель уголовной политики включают развитие уголовного и смежных с ним отраслей законодательства, а также совершенствование правоохранительного механизма. Уголовное законодательство имеет свои основополагающие направления: устранение противоречий в криминализации и декриминализации деяний, реконструкция ряда институтов и норм Общей и Особенной частей УК РФ, пересмотр системы и видов наказания. Важнейшими направлениями совершенствования правоохранительногомеханизма являются: расширение и активизация воспитательнопрофилактической деятельности среди различных слоев и групп населения, профилактика правонарушений несовершеннолетних; строительство и укрепление материальной базы правоохранительной деятельности,повышение ее эффективности и профессионализма; деятельность по предупреждению и устранению причин и условий преступности; организация системной научноисследовательской работы по всем направлениям борьбы с преступностью и функционирования правоохранительного механизма.[2] По мнению Ю. Чайки, для решения проблемы снижения преступности в войсках необходимо изменить систему профилактики правонарушений.[3]В 2000 годах стало ясно, что уголовная политика неадекватна криминологической обстановке в стране. В 2005 году отмечен рост всех показателей преступности. В этом же году выявлено и самое значительное число потерпевших от преступлений.[4] Для преодоления кризиса уголовной политики необходима целенаправленная совместная деятельность государственных и общественных институтов. В связи с этим необходимо найти поддержку у населения к применению предлагаемых государством правовых устоев, с одной стороны, а с другой государство должно обеспечить достойную жизнь и свободное развитие граждан, получение населением таких социальноправовых основ, которые гарантировали бы достаточный уровень жизни (включая возможность осуществления и общественно полезной деятельности) гражданина и человека, а также меры защиты этих социальных ценностей общества.[5] Кроме того, при выработке уголовной политики необходимо учитывать принципы и нормы международного права.[6]Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила состояние и направления влияния уголовной политики. В ней определены угрозы национальной безопасности и предлагается комплекс мер не только уголовноправового характера, но и политические, экономические, а также меры социальной сферы, необходимые для эффективной борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.[7]Государственная политика противодействия преступностипредставляет собой направление деятельности государства (при участии и поддержке институтов гражданского общества и отдельных граждан), связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики (генеральной линии) организованного сопротивления преступности и иным правонарушениям. Цель политики противодействия преступности —обеспечить максимально возможное ограничение преступности, свести ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.Так, например, в Уголовном кодексе РФ предусмотрен целый ряд статей, связанных с экстремистскими проявлениями.[8]Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов —предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделитьдва основных направления (формы) реализации политики противодействия преступности: а) политику предупреждения преступлений и б) политику реагирования на преступления.Политика предупреждения преступленийпредставляет собой приоритетное направление деятельности государства в рамках политики противодействия преступности, связанное с поиском, разработкой, исследованием и реализацией целей, принципов, основных направлений, содержания, форм и методов, эффективных общесоциальных и специальных средств воздействия на причины и условия совершения преступлений в целях предупреждения (сдерживания) и сокращения преступности и иных правонарушений.Политика реагирования на преступления(политика борьбы с преступностью, карательная) —это самостоятельное направление деятельности государства и (в меньшей степени) общества, связанное с поиском, разработкой, исследованием и активным, наступательным применением наиболее рациональных и эффективных специальных мер в рамках реакции государства на каждый факт совершения преступления. Сущность этой реакции —кара, т.е. осуждение каждого совершенного преступления и порицание лица, его совершившего, их негативная, справедливая и неотвратимая оценка, сопровождаемые при необходимости применением к виновному наказания или иных предусмотренных уголовным законом мер уголовноправового воздействия.[9]Таким образом,уголовноправовая (уголовная) политика —один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного права.Этот вид политики представляет собой, с одной стороны,специфическое направление деятельности государства, связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.Уголовноправовая политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовноисполнительной, уголовнопроцессуальной и криминологической[10]. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности[11], определение круга преступных деяний и мер уголовноправового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовноправового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.[12]

Еще почитать —>  Отпуск инвалида 3 группы рб

Угoлoвная пoлитика oхватываeт значитeльную часть сугубo сoциальнoпoлитичeских, мoральных и иных oтнoшeний и нoрм, являющихся прeдмeтoм сoциальнoй пoлитики гoсударства.Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. К объективным факторами, определяющим преступность и уголовную политику,относятся:

Как считает профессор кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Юрий Пудовочкин, тот документ, который сегодня обсуждался, нельзя называть «дорожной картой», поскольку спешка при формировании концепции уголовного законодательства не нужна. В то же время юрист поддерживает необходимость гуманизации, поскольку содержать огромную армию заключенных – дорогое удовольствие для бюджета.

С Юрием Пудовочкиным частично согласен его коллега, заведующий сектором уголовного права, криминологии и правосудия Института государства и права РАН Сергей Максимов. По его словам, проблема в том, что вузы не поспевают за локальными изменениями уголовного законодательства, которое меняется несколько раз в месяц. Сводное же законодательство должно разрабатываться медленно и кропотливо. Для этого необходимо создать специальную комиссию как в 1881 году. В конце XIX века ее работа заняла 16 лет. Ученый считает, что новую тоже торопить не надо, должна проводится серьезная экспертиза нововведений.

Правоохранительное лобби выступит против уголовных проступков

При этом в своей речи глава государства как раз и подчеркнул особую важность того, что «самые прогрессивные, самые актуальные инициативы рождаются именно в судейском сообществе». Таким образом, считает Путин, судебная система РФ опровергает тезис о том, что реформирование изнутри не является эффективным. Воздал президент должное и инициативам по гуманизации правосудия страны, решениям судей по проблемам социальной и трудовой сфер. Короче говоря, деятельность структур Лебедева получила высочайшее одобрение. Явно вдохновленный этим ВС и направил в Госдуму свой законопроект об уголовном проступке, хотя к тому времени имел на руках правительственное мнение, которое, по сути дела, не одобряло это предложение суда.

Еще почитать —>  Мрот в янао на 2024 год для трудоспособного населения

Рубинштейн также напомнил, что первый вариант законопроекта ВС не имел понятного обоснования необходимости его принятия. Сегодняшний вариант учел большинство прежних замечаний правительства, хотя появились и новые, кстати, в части процессуальных моментов вполне справедливые. Однако недостатки легко устранимы в ходе законодательной работы, главное, заметил эксперт, чтобы законодатели сохранили концептуальные основы и «не ограничили применение уголовного проступка излишней нормативной регламентацией».

Экстремизм, клевета, наркотики и криптовалюта: что изменится в УК России в 2024 году

В конце минувшего года в Госдуму внесли законопроект об усилении ответственности за клевету в интернете. Это статья 128.1 Уголовного кодекса России. Если раньше речь была о ложных сведениях в прессе или публичном выступлении, то теперь – и об интернет-ресурсах. Законопроект приравнивает к СМИ интернет-платформы с большой аудиторией, но как СМИ официально не зарегистрированные.

В конце декабря депутаты приняли закон о запрете продажи и пропаганды безвредности закиси азота, так называемого веселящего газа. По словам одного из авторов проекта, депутата Натальи Костенко, поводом к его разработке, начавшейся еще в 2022-м, послужило несколько серьезных происшествий: массовые отравления в ночных клубах и смертельные аварии с участием надышавшихся закисью азота водителей.

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные проблемы эволюции института наказания, его целеполагания, правовых основ, критериев эффективности. Дается анализ современного состояния и перспектив его регламентации в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Abstract. The article discusses the conceptual problems of the evolution of the institution of punishment, its goal-setting, legal framework, efficiency criteria. The analysis of the current state and prospects of its regulation in the criminal and penal legislation is given.

Современная уголовная политика России

Аннотация. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику государства, обозначены ее цели и направления, а также пути преодоления кризиса уголовной политики.Ключевые слова:преступность, уголовная политика,уголовное законодательство, правоохранительный механизм, правосознание, правовая психология и правовая идеология.

Угoлoвная пoлитика oхватываeт значитeльную часть сугубo сoциальнoпoлитичeских, мoральных и иных oтнoшeний и нoрм, являющихся прeдмeтoм сoциальнoй пoлитики гoсударства.Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. К объективным факторами, определяющим преступность и уголовную политику,относятся:

В официальном сообщении пресс-службы Минюста России отмечается, что согласно уставу Совета Европы, Парламентская ассамблея Совета Европы является одним из органов Совета Европы. Приостановка членства в ней или даже выход из нее не исключает необходимости соблюдения принятых Российской Федерацией международных обязательств. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда России, с 16 апреля 1997 года в России смертная казнь применяться не может. В тот день Россия подписала Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Относительно отмены смертной казни» и приняла на себя обязательство отменить этот вид уголовного наказания. Тогда же в России был введен мораторий на смертную казнь.

Следует совершенствовать практику осуществления правосудия и справедливого судебного разбирательства. Необходимы меры, направленные на совершенствование исполнения различных предусмотренных законом мер уголовно-правового воздействия. Необходимы также меры, связанные с совершенствованием практики реабилитации лиц, отбывших наказание.

18 Июн              629      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ