Родионподобно раскольникам отринул нравственные законы

А месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы, ростовщицы, колечко – подарок сестры. Непреодолимую ненависть ощутил

Родионподобно раскольникам отринул нравственные законы

Содержание

А месяц назад, почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы, ростовщицы, колечко – подарок сестры. Непреодолимую ненависть ощутил Родион к вредной и ничтожной старушонке, сосущей кровь из бедняков, наживающейся на чужом горе, на нищете, на пороке. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». И вдруг услышанный в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Старуха живет «сама не знает для чего», а молодые свежие силы пропадают даром без всякой поддержки – «и это тысячами, и это всюду!». «За одну жизнь, – продолжает студент, – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна». Убей старуху, возьми ее деньги, «обреченные в монастырь», – возьми не себе: для погибающих, умирающих от голода и порока, – и будет восстановлена справедливость! Именно эта мысль наклевывалась и в сознании Раскольникова.

И еще одну преграду не смог преодолеть Раскольников. Порвать с людьми, окончательно, бесповоротно хотел он, ненависть испытывал даже к сестре с матерью. «Оставьте меня, оставьте меня одного!» – с иступленной жестокостью бросает он матери. Убийство положило между ним и людьми черту непроходимую: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его. Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга – мир Раскольникова и другой, внешний мир: все-то кругом точно не здесь делается».

Нравственный путь Родиона Раскольникова по роману «Преступление и наказание»

Вот почему Родиона так раздражает теория Лужина. Он успешный предприниматель, который считает, что каждый человек должен заботиться про себя и чем больше будет богатых людей, тем богаче будет общество. Вопрос остается про бедняков. По мнению Лужина при большом количестве богачей, бедным будут остатки «щедрости».

У Раскольникова в один момент жизнь стала яркой и насыщенной, в плохом смысле этих слов. Всю жизнь он был бедным и неприметным юношей, из-за своего бессилия в помощи близким, Родион стал злым и решился на страшное преступление — убийство старухи-процентщицы. Старушка пыталась выжать выгоду из страданий людей. Раскольников хочет отомстить ей за все, что она делала.

Полифония романа Достоевского с использованием ЛМС

В этом плане особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором писатель определил свою авторскую позицию христианского человека и сострадания, создал свою систему отношений к добру и злу. Ради чего страдает человек в этом мире? Ради чего стоит жить? Что дозволено человеку? Что такое человек без Бога? Эти вопросы и многие другие, которые ставит перед своим читателем Достоевский, актуальны во все времена. Для того чтобы помочь ответить десятиклассникам на них или хотя бы задуматься над ними, и был сконструирован итоговый урок литературы «Полифония романа Достоевского«Преступление и наказание» с применением логико-смысловой модели. Современный, содержательный урок получился благодаря методисту нашей школы Трубачёвой В.А. и материалам видео лекции Авдеенко — Московцевой Наталии Ивановне, которая помогла найти ключ к новому прочтению романа.

Еще почитать —>  На какой улице можно заказать карту для проезда в электричках для пенсионеров

В условиях современной жизни остро встают вопросы духовности, культуры. Каждый учитель литературы старается помочь учащимся развить свои личные качества, расширить интеллектуальные знания, пробудить интерес к учебе, ко всему новому, доброму, прогрессивному, уберечь, от проявлений эгоизма, пассивности, безразличия.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — друг Раскольникова, так же как и он, бывший студент. Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Говорящие имена и фамилии в романе Ф

Говорящая фамилия Раскольников произошла от слова «раскол», раскольниками называют тех, кто отделился, отвергнул основное течение. Родион подобно раскольникам отринул нравственные законы, изобрёл свою собственную нравственную теорию, которая противоречила жизни. Он был отколот от всех групп и слоёв, от всех течений и законов. Его последующее раскаяние, понимание всей тяжести преступления раскололо его душу, привнесло противоречие разума и души, теории и жизни.

Интересную интерпретацию имени, фамилии и отчества Раскольникова мы находим у С. Белова. Исследователь замечает, что имя Родион по своему звучанию ассоциируется со словом «родина». Раскольников «раскалывает» породившую его мать-землю, «раскалывает» родину Романовых (отчество — Романович). Таким образом, Достоевский выступает здесь предвестником грядущих исторических событий , когда во имя «великих идей» разрешена была «кровь по совести», а родина Романовых, Россия, оказалась расколота в буквальном смысле этого слова.

На него хотел найти ответ сам Достоевский. С одной стороны, он был воспитан как глубоко религиозный человек. Любовь и смирение – главные ценности, определяющие его отношение к миру и людям, главное мерило поступков. С другой стороны, он видел, что общество жестоко и несправедливо устроено. Ему как человеку сострадательному больно было смотреть, как страдают «униженные и оскорблённые». И время было неспокойное – активизировались революционные настроения, молодёжь организовывалась в террористические кружки. Находясь на каторге, становясь все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, “петрашевцем”), “лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…”, изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Достоевский выступает гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести»,

Еще почитать —>  Оквэд 43,22 на енвд в 2022

» в истории человечества. Первое убийство, описание этапов преступления и божественного наказания мы находим в первой книге Библии (Быт., гл. 4). Мы полагаем, что основные этапы преступления и сущность наказания в романе воспроизводят древний библейский рассказ об убийстве Каином Авеля.

Символика имен и фамилий в романе Ф

И если София, вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софий — смиренномудрие.внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие».

Как и ожидалось, фамилия Раскольникова имеет отношение к слову «раскол», раскольниками называли тех, кто обособился, стал одиночкой, один против всех. Главный герой не хочет подчиняться и следовать законам нравственности, и он создает новую теорию, которая совсем противоположное жизненным укладам общества.

Говорящие Имена И Фамилии В Преступлении И Наказании

Свою слабость и свои пороки герой поднимал до вселенского масштаба, часто вел себя при этом излишне театрально «Жалеть, зачем меня жалеть! — вдруг завопил Мармеладов, вставая с протянутой вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов».

Один? Случайно ли в моменты, когда Раскольникову неимоверно трудно – болезнь ли это, или момент невыносимого одиночества – рядом появляется Разумихин? А кто больше всех помог Дунечке и Пульхерии Александровне, когда они только приехали в Петербург, и на них обрушилась сразу масса уничтожающих фактов: болезнь Роди, известие о его разговоре с Лужиным. И неизвестно, как бы кончился для них тот день, если бы не было рядом того же Разумихина. Он как-то непроизвольно снимает возникшее напряжение, успокаивает накалившиеся страсти. Дмитрий по-гречески «принадлежащий Деметре – богине земледелия», или земле. Земля, фундамент, опора для Раскольникова.

На него хотел найти ответ сам Достоевский. С одной стороны, он был воспитан как глубоко религиозный человек. Любовь и смирение – главные ценности, определяющие его отношение к миру и людям, главное мерило поступков. С другой стороны, он видел, что общество жестоко и несправедливо устроено. Ему как человеку сострадательному больно было смотреть, как страдают «униженные и оскорблённые». И время было неспокойное – активизировались революционные настроения, молодёжь организовывалась в террористические кружки. Находясь на каторге, становясь все более религиозным (Достоевский уходит на каторгу революционером, “петрашевцем”), “лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…”, изгнанник приходит к мысли о создании исповеди-романа. Достоевский выступает гениальным предвестником грядущих исторических событий, когда во имя «великих» идей разрешена была «кровь по совести»,

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на “обычных”, то есть простых и ни на что не способных, и “необычных”, тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон. Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи “многоплановость и многоголосость”. Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что “слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора”. А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Герои романа «Преступление и наказание»

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Еще почитать —>  Пенсия у несовершеннолетнего ребенка по потере кормильца в моск.области в 2022

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Символика имен и фамилий в романе Ф

Данное произведение представляет собой отражение реальной жизни, а именно людей живущих в то время, к примеру: нищих, пьяниц, девушек, торгующих собственным телом, а также беспредел людей, стоящих выше. Автор открыто показывает в своем романе весь ужас того мрачного времени, мы смотрим на этот мир вместе с Раскольниковым.

Лебезятников Андрей Семёнович молодой человек, полный различными идеями и энтузиазмом. Он немного глуповат, так как его размышления бессмысленные. Андрей всеми силами старается показать свой ум, и именно поэтому он льстиво старается узнать что-то новое. Его фамилия произошла от слова «лебезить», что означает заискивать.

Символика имен и фамилий в романе Ф

Вообще, можно сказать, что за Раскольниковым и Свидригайловым на протяжении всего романа бегает Бог — как отец бегал в сне о лошадке за маленьким Раскольниковым, пытающимся навести порядок и справедливость по своему разумению, пытающимся сначала защитить жертву, а потом отомстить за ее смерть и наказать убийц. И Свидригайлова, отвернувшегося от всех Его призывов (например, в гостинице ему приносят телятину (очередная прямая отсылка к притче о блудном сыне, мотивами которой вообще пронизан весь роман) — но он ее так и не ест), Он все же успевает хотя бы загородить от ада, заслонить от его последнего неправильного выбора.

Андрей Семёнович Лебезятников – молодой человек, полный идей и теорий. Умом он не отличается, поэтому все его социальные и философские размышления робки и зачастую глупы. При этом Андрей Семёнович хочет показать себя умным человеком и преклоняется перед новыми, необычными социальными теориями, такими например как построение коммун. Здесь просматривается аналогия фамилии Лебезятникова со словом «лебезить» – заискивать.

Такое мировоззрение приводит к тому, что Раскольников начинает верить в возможность убийства ради счастья других людей. Он искренне считает, что смерть старухи, постоянно мешающей и портящей жизнь людям, — это не преступление. В убийстве ради счастья других, по мнению героя, нет ничего плохого. Именно в этом Достоевский видит причину преступлений ряда своих современников.

Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории.

Заметов фамилия значение преступление и наказание

Без труда можно заметить аналогию его фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная, рациональная.Заметов Александр Григорьевич – письмоводитель, сотрудник полицейской конторы.

Становится понятно читателю, что данный персонаж, несмотря на все его претензии, обречен на сыто-благополучное обывательское существование. Несмотря на все его перстни, на достаток, Заметов на фоне мечущегося, ищущего смысл жизни Раскольникова выглядит полным ничтожеством.

06 Июн              198      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ