Регулярные полеты аэрофлота в афганистан до военных действий и во время войны, какие города

Развертывание советской авиационной группировки Таким образом, на момент ввода советских войск в Афганистан аэродромов было немного, а с увеличением

Регулярные полеты аэрофлота в афганистан до военных действий и во время войны, какие города

Содержание

Развертывание советской авиационной группировки

Таким образом, на момент ввода советских войск в Афганистан аэродромов было немного, а с увеличением авиационного компонента практически сразу остро встал вопрос о строительстве новых аэродромов. В кратчайшие сроки были завезены несколько комплектов металлического аэродромного покрытия из плит К-1Д для создания полос и рулежек.

Летевший в составе тройки Ил-76М из состава 128-го гвардейского втап (командир — капитан В. В. Гол овчин) при построении захода на посадку в аэропорту Кабула столкнулся с горой. Черный ящик найти не удалось, поскольку самолет упал высоко в горах в труднодоступном месте. Вернее, кабина с экипажем оказалась по ту сторону хребта, куда еще как-то можно было добраться, и останки летчиков с большим трудом, но достали. А салон, где находились 34 десантника и техника, упал в недоступное ущелье, и только в сентябре 2006 г. их удалось найти.

Генерал Сурцуков

Зато вертолёты Ми-8МТ, незадолго до указанных событий появившихся на вооружении ВВС, показали себя с самой лучшей стороны. Большая энерговооружённость машины, автономность, обусловленная наличием ВСУ, модифицированные балочные держатели, новая энергосистема, частичное бронирование, а затем и наличие БКО

Пулемёт ЯКБ-12,7 на вертолёте Ми-24 зарекомендовал себя капризным, ненадёжным, требующим тщательного и квалифицированного обслуживания, что не всегда было возможным в боевой обстановке, при нахождении экипажей, как мы говорили «на гастролях», т.е. действующих в отрыве от основной базы. Поэтому появление Ми-24П на арене афганской войны вооружённого пушкой ГШ-2-30 приветствовалось лётным составом. Эта пушка показала высокую эффективность по наземным целям, показатели надёжности и неприхотливости, а также высокую точность и разрушительную силу снарядов. Также высокую эффективность показало применение ПТУР «Штурм» с объёмно-детонирующей боевой частью. Как правило, одного попадания в цель типа пещеры, или отдельного строения хватало, чтобы поразить цель с вероятностью близкой к единице.

Населению военного городка тоже приходилось несладко – выруливая на старт, бомбардировщики разворачивались хвостами в его сторону и начинали предписанную регламентом трехминутную газовку двигателей. Двадцатипятитонная тяга НК-25 вздымала тучи песка и пыли, смешанные с керосиновым чадом, которые накрывали поселок. Работа тяжелых воздушных кораблей сказалась на состоянии рулежек и полосы, и без того не очень подходивших для них (ширина ВПП в Мары-2 была намного уже привычной – 44 вместо 100м). Порядком изношенное бетонное покрытие не могло выдержать нагрузок и за несколько месяцев было буквально раскатано колесами и газовыми струями стотонных «Бэкфайров», покрывшись трещинами и выбоинами. В одну из них попал носовой стойкой шасси самолет Янина, повредил опору, и этот день стал единственным, когда вылет пришлось отменить.

Рассчитанная на три дня операция должна была начаться 24 января, но в последний момент было приказано «не тянуть», и удары начались на сутки раньше, причем политработникам ставилась задача «разоблачения преступной позиции, которую занял Ахмад Шах». Бомбардировки прошли по Панджшеру еще и в предыдущие дни, но во время операции они стали безостановочными. Вывод войск был остановлен, чтобы артиллерия и бомбардировщики могли беспрепятственно работать по придорожным районам. Досталось и кишлакам, причем в те дни бомбардировщики не ограничивались одним вылетом в смену. Однако противник в который раз ушел из-под бомбежки. Ответного огня, по сути, не было, и за время «Тайфуна» потери ограничились тремя погибшими солдатами. С воздуха нельзя было оценить преподносившиеся в сводках успехи, но продолжившие путь к перевалу войска провожали сотни тел погибших мир-ных жителей, вынесенных к дороге.

Под крылом горел Афганистан

Уже в воздухе узнали, что не все самолеты приземлились. Началась перекличка позывных всех экипажей по порядку. На предпоследнем позывном в наушниках застыла звенящая тишина. Молчал экипаж Виталия Головчина. Вместе с летчиками погибли сорок десантников и пять инженеров полка.

Обычный декабрьский день 1979 года прошел размеренно: регламентные работы на борту самолета, учеба летного состава, да мало ли на военном аэродроме забот, даже не входящих в служебные обязанности каждого члена экипажа. В Паневежисе дислоцировался 128-й гвардейский военно-транспортный авиаполк, где капитан Алешков служил в качестве штурмана экипажа Ил-76. Вечером, попрощавшись с товарищами, Геннадий Алешков поторопился домой. Как говорится, ничто не предвещало…

В это время в Афганистане велись активные боевые действия, в ходе которых советские войска несли потери, в частности, авиационной техники. Однако решение о задействовании СИПов было принято, а для обеспечения безопасного полета самолетных пунктов над Афганистаном пришлось принимать комплекс дополнительных мер.

Контроль за воздушным движением в районе аэродрома Баграм в настоящее время осуществляется диспетчерами ВВС США, которые дают разрешения на взлет и посадку. ВПП 03 — основная полоса, имеющая длину с порогами 1700 футов. Пилоты должны связываться с командно-диспетчерским пунктом (КДП) не позднее, чем за 10 минут перед подходом к аэродрому. Если за 10 минут выйти на связь не удалось, то необходимо попытаться снова связаться с КДП за 5 минут до похода к аэродрому. В случае если связь по-прежнему установить не удалось, то пилот может произвести заход визуально и провести — посадку по своему усмотрению. При взлете пилот также должен связаться с КДП за 10 минут до взлета. После взлета в кратчайшие сроки необходимо связаться с ПЗП BOSSMAN/SPARTAN на частоте 126.325 МГц с тем, чтобы для взлета воздушного судна не явилась препятствием какая-либо военная операция, проводимая в близлежащих от аэродрома районах и не повлияла на его полет по обратному маршруту. На воздушном судне, улетающем из Афганистана, должен быть установлен режим 3/А сигнал самолетного ответчика, определенного при вхождении в воздушное пространство Афганистана. Его необходимо установить заблаговременно.

Еще почитать —>  Срок исполнения банком судебного приказа

Между тем радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м и даже для ФАБ-9000 оставался в пределах 57 м. Тем не менее, с 1986 г. Дальняя авиация снова привлекается к работе в Афганистане. На этот раз ее задачей стало разрушение пещер и других укрепленных объектов моджахедов. Часто такие укрытия, будучи вырубленными в цельной скале, выдерживали попадания 500-киллограмовых авиабомб. Здесь пригодились авиабомбы крупных калибров. Фугасный удар вызывал растрескивание и обвал пещер. Хорошие результаты давало бомбометание по склонам. Сход огромной массы камней наглухо заваливал входы в пещеры, перерезал немногочисленные горные тропы, вызывал обрушения карнизов. Все это создавало дополнительные трудности для партизан.

Истребительная группировка авиации 40-й армии на первом этапе была представлена самолетами МиГ-21бис – последней модификацией МиГ-21. Имелись машины двух исполнений: в обычной комплектации и с дополнительным комплектом радиосистемы ближней навигации РСБН. Последняя существенно упрощала полеты в сложных условиях, делая возможным круглосуточное выполнение снижения и захода на посадку даже при ограниченной видимости по приборам. Заход инструментальным способом допускался до высоты 50 м в любое время суток и в любых метеоусловиях. Еще одним достоинством МиГ-21бис была увеличенная дальность полета с подфюзеляжным подвесным баком (до 1480 км) и увеличенные возможности по весу и арсеналу вооружения (до полутора тонн бомб, 32-зарядные блоки УБ-32, пушка ГШ-23Л). Таким образом, далеко не новый МиГ-21бис по некоторым параметрам превосходил даже более современные машины, такие, как МиГ-23. В качестве чисто ударных самолетов использовалась более старая модификация «двадцать первого» — МиГ-21ПФМ (в марте 1980 г. подразделения, вооруженные ими были отозваны и перевооружены более современными МиГ-21СМ). Как истребители, они уже не представляли ценности, а обстреливать и бомбить наземные объекты еще вполне были способны.

— Огромную помощь в сборе документов и других сведений об истории бомбардировочной и военно-транспортной авиации оказывают дети и внуки ветеранов. Также постоянно обмениваемся информацией с музеем истории 1 гвардейского авиаполка дальнего действия, который располагается в городе Ростов-на-Дону, и Никифоровским районным краеведческим музеем, — с благодарностью подчёркивает Виктор Алёшин.

Ровно 40 лет назад, 24 декабря 1979 года, ограниченный контингент советских войск вошёл на территорию Народно-Демократической Республики Афганистан. Стратегической целью руководства СССР было предотвратить переход этой страны под контроль блока НАТО. Началась десятилетняя Афганская война. Но, вероятно, не всем известно, что задолго до её начала советские военные уже выполняли в Афганистане важные задачи.

Передовая группа транспортников состояла преимущественно из «семьдесят шестых». Высадка была запланирована с наступлением ночи с целью сокрытия истинного размаха операции и количества перебрасываемых сил. Первый самолет с десантниками поднялся в воздух 25 декабря в 15.00 московского времени (18.00 местного, когда по зимнему времени уже стояла темнота). В 16.15 самолет произвел посадку в Кабуле, а последний запланированный в операции рейс завершился приземлением в 14.30 27 декабря, хотя отдельные вылеты продолжали выполняться и позже, уже с целью снабжения доставленного десанта и эвакуации пострадавших. Транспортными самолетами в течение 47-часовой операции были выполнены 343 рейса, в том числе 76 – Ил-76. Менее чем за двое суток в Кабул и Баграм были доставлены 7700 человек, 894 единицы техники и 1062 т различных грузов.

Всю зиму 1980 года самолеты ВТА без перерыва работали с аэродромов Ташкента, Ферганы, Карши, Мары, Кокайты, Кызыл-Арвата и прочих, обеспечивая боеспособность и налаживание быта армии. Солдат не только воюет, он должен где-то жить и на чем-то спать, быть накормленным, иметь возможность помыться и привести себя в порядок. Когда выяснилось, что даже в кабульском гарнизоне не только бойцы, но и офицеры до самого конца зимы продолжают жить в палатках и ночевать, в лучшем случае, на брошенных на землю матрацах, потребовалось специальными рейсами Ил-76, принадлежавших 110-му втап, доставлять солдатские кровати для армии.

Генерал Сурцуков

Зато вертолёты Ми-8МТ, незадолго до указанных событий появившихся на вооружении ВВС, показали себя с самой лучшей стороны. Большая энерговооружённость машины, автономность, обусловленная наличием ВСУ, модифицированные балочные держатели, новая энергосистема, частичное бронирование, а затем и наличие БКО

По мере усиления противником противодействия и с наработкой опыта, совершенствовалась также тактика применения вертолётов на поле боя. Такие приёмы, как «Вертушка», «Клещи», «Звезда», «Завеса» и многие другие, прочно вошли в арсенал тактических приёмов вертолётчиков и используются до сих пор.

Вся моя жизнь — сплошные командировки: военный лётчик о полётах в Афганистан, Анголу, спасательных операциях в Ленинакане и о дикой коммерции в 90-е

Почему боевые? Да потому что заходы были сложные, нас обстреливали, мы уворачивались. Были и сбитые самолеты, правда, не нашего полка. Мы могли применять только воздушные ловушки, чтобы ракетами невозможно было сбить. Было много героизма и предательств. Кому-то за поступки ордена давали, а кому-то просто «спасибо».

Еще почитать —>  Наказание За Кражу В Магазинах Европы Рейтинг

Около 30% семей развалились, многие спились, не выдержали напрягов, переездов и прочего. Все что было нажито, все пропало, сгнило. Все вещи, мебель, которую я вывез сюда, складировали в выделенный брезентовый ангар. Но мы их не вывозили оттуда, потому что было некуда. Вот и простояло это добро более двух лет и ничего от вещей не осталось.

Регулярные полеты аэрофлота в афганистан до военных действий и во время войны, какие города

Потери составили 2 самолета: МиГ-21УТ был поврежден зенитным огнем, после чего летчик катапультировался; Су-7Б, пилот которого на взлете почувствовал себя плохо из-за переутомления, стал терять сознание и вынужден был катапультироваться. Кроме того, от стрельбы из различного вида оружия получили повреждения в воздухе 3 МиГ-21, 4 Су-7Б, по одному Ми-8, Ил-14 и Ан-26, в котором после посадки насчитали 16 пробоин».

Противник, имея своих людей в правительственных вооруженных силах, был не так прост, как это казалось некоторым верхоглядам. При организации боевых вылетов по вызовам сухопутных войск, спешно удовлетворяя одну заявку за другой, мы неожиданно столкнулись с ситуацией, когда весь немногочисленный вертолетный парк выработал межремонтный ресурс. Обеспечивать дальнейшую боевую работу стало нечем. Изучив ситуацию, мы обратили внимание на большое число вызовов, которые можно было назвать ложными. Это заставило принять меры, не позволяющие обыгрывать нас в дальнейшем, в т.ч. ускорило реализацию идеи об органах боевого управления авиацией в сухопутных войсках. Первыми шагами в этом направлении стало командирование в дивизии и корпуса авиационных представителей и групп боевого управления на период боевых действий. Вызов авиации осуществлялся теперь только через них. Они же как авианаводчики или штурманы наведения обеспечивали управление авиацией на поле боя. Но для реализации этого замысла в полном объеме не хватало ни людей, ни радиостанций.

Инциденты, начавшиеся на границе с Пакистаном, прибавили работы истребителям. Исламабад уже не ограничивался обучением и снабжением афганской оппозиции, а пакистанская армия сама начала втягиваться в войну, оказывая моджахедам поддержку прежде всего в борьбе с авиацией – самым грозным противником.

Направлявшиеся в Афганистан истребительные полки оставляли на месте часть самолетов (чтобы не оголять аэродром основного базирования) и обычно имели в своем составе две усиленные эскадрильи с общим числом 30-35 самолетов. Особенно большую нагрузку несли учебно-боевые МиГ-21УС/УМ. Помимо тренировок, спарки использовались в вывозных полетах, в которых летчики знакомились с районом боевых действий для ведения разведки и целеуказания (место инструктора при этом занимал опытный летчик или штурман, хорошо знавший местность). С помощью спарок выполняли руководство, когда над местом удара «висел» кто-либо из штаба ВВС, и контроль результатов налетов.

Осознав, что Афганская кампания принимает затяжной характер, руководство СССР вынуждено было признать ряд унизительных фактов. Дезертирство в рядах регулярной армии Афганистана было сродни эпидемии, так что Советам приходилось самостоятельно принимать значительную часть сражений. Существенная доля бойцов советской армии принадлежала к среднеазиатским народам, многие из них сочувствовали ополченцам, и поэтому регулярно саботировали команды своих командиров. Вопреки официальной цензуре СМИ, советские граждане начали подозревать, что дела на войне идут не лучшим образом.

Что касается СССР, то для него результаты вторжения оказались не менее разрушительными. Ранее советская армия, одна из сильнейших в мире, всегда была способна подавить мятеж любого народа или этнической группы, выказавшей неподчинение центральной власти (что можно видеть на примере Венгрии и Чехии), но в этот раз солдаты СССР проиграли афганским ополченцам, что привело к тому, что националистические группировки в республиках Прибалтики и Центральной Азии воспрянули духом. Так, демократические настроения в Литве привели к провозглашению независимости страны от СССР в марте того же года, менее чем через месяц после завершения вывода войск из Афганистана. Протестные настроения, направленные против власти Советов, начали вспыхивать в Латвии, Грузии, Эстонии и других союзных республиках.

В далекой Эфиопии продолжение2

Кроме того суда советского вспомогательного флота участвовали в доставке грузов и топлива для работавшего в стране советского отряда. Так большой морской танкер «Владимир Колечицкий» ТОФ в 1984-1985 гг. дважды осуществлял рейсы из Севастополя с грузом авиационного керосина в эфиопский порт Ассаб.
В середине 80-х (примерно в 1987 г.) госпитальное судно «Енисей» выполняло специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море, вспышка которой произошла среди советских военнослужащих и гражданских специалистов.
Западные страны не преминули упрекнуть эфиопские власти за проводимую эвакуацию населения из засушливых районов, утверждая, что она привела к гибели 50-100 тысяч человек. При этом они забывали, что из-за их задержки с поставками продовольствия почти на год, к началу 1985 г., в стране умерло более миллиона человек.
Весь мир оказывал голодающей стране продовольственную помощь, но в условиях внутригосударственного конфликта она была практически бесполезной.

Пункты базирования в Эфиопии в порту Массауа и на островах Дахлак сыграли немаловажную роль в обеспечении присутствия наших кораблей в мае 1980 г. когда Сомали предприняли новую и опять неудачную попытку захватить часть Эфиопии. В начале 1980 г. сомалийцы вновь активнее стали поддерживать Освободительный фронт западного Сомали (WSLF) которые действовали в Огадене. Этому способствовало то, что американские посланники в Могадишо начали встречаться с лидерами ОФЗС. Офицеры ОФЗС заявили западным журналистам, что они управляют 80% территорией провинции Огаден. Им противостоят 60 000 эфиопских милиционеров, поддерживаемых кубинским военным контингентом в составе 6 000 солдат. США решили воспользоваться ситуацией. В феврале 1980 г. морская десантная единица с 1800 морскими пехотинцами была послана в Аравийское море. В то же самое время, администрация Картера, в обмен на неопределенное количество помощи, получила предварительное право использовать воздушные и военно-морские базы в трех странах: Сомали, Оман и Кения. В Сомали это была база в Бербере (Аденский залив) которая была создана в свое время Советским Союзом, но покинутая в 1977 году после разрыва отношений.
ВМФ СССР не мог оставить подобную угрозу своим отношениям без внимания. В начале февраля 1980 г. личный состав батальона 55 дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота был поднят по тревоге. Танки Т-55 и ПТ-76, бронетранспортеры БТР-60ПБ, а также средства войсковой ПВО без лишней суеты, построившись в колонну, пошли на погрузку. Среди массы техники, загружавшейся на борт большого десантного корабля «Николай Вилков», была и зенитно-самоходная установка «Шилка». БДК, вышел в море 2 февраля в составе отряда кораблей: БПК «Адмирал Октябрьский», подводной лодки и транспорта снабжения. В конце февраля отряд прибыл на 933 ПМТО.
Первыми на чужую землю высадились несколько Т-55. Механикам-водителям нужно было поддерживать навыки. Затем произвели обкатку («катера с пушками» — плавающий транспортер) ПТ-76. Появление танков привлекло внимание солдат местного эфиопского гарнизона. На острове разместили небольшой отряд, взвод охраны 15 человек на БТР-60 ПБ, взвод «шилочников» — две ЗСУ-23-4 «Шилка», да расчеты с ПЗРК «Стрела-2». Задача была простая: охранять подводные лодки, заходящие в ПМТО для ремонта, пополнения запасов и отдыха экипажей.
В декабре 1980 г. морских пехотинцев с БДК «Николай Вилков» сменили их товарищи по 55 дивизии морской пехоты ТОФ. 19 октября 1980 г. из Владивостока на БС в Индийский океан вышел отряд кораблей БДК «Томский комсомолец» с боевой десантной группой (танковая рота, рота связи, рота морской пехоты), ЭМ «Возбужденный» и БПК «Одаренный». На линии разделения БС в районе Сингапура встретили возвращавшийся домой «Николай Вилков». 2 декабря 1980 г. «Томский комсомолец» прибыл на о. Нокра и высадил боевую десантную группу. Сам БДК недолго стоял в базе, так как часто привлекался для выполнений боевых задач стоявших перед эскадрой.
Их в начале ноября 1981 г. сменила 2-я рота 882 отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота. В составе Индийской эскадры им довелось побывать в Эфиопии, на архипелаге Дахлак, остров Нокра. Здесь наши моряки охраняли пункты технического обеспечения советского ВМФ, наших подводников, оказывали помощь военным и населению Южного Йемена. В общей сложности на экзотических островах морпехи провели семь месяцев.
Корабли, базирующиеся на ПМТО обеспечивали жизнедеятельность базы и корабли Индийской эскадры. Морской водоналивной транспорт «МВТ-23» ходил два раза в месяц в Массауа за водой, при этом во время каждого захода брали свежие овощи-фрукты для ПМТО. Летом 1982 г. когда в Массауа возникли проблемы с водой, он за ней дважды выполнял рейсы в Аден. В это же время – летом 1982 г. на ПМТО прибыл танкер «Илим» ТОФ направлявшийся в Марсель для ремонта. В Адене «Илим» пополнил запасы продовольствия и заправившись дефицитной питьевой водой для базы, в сопровождении СКР «Летучий» направился в сторону Дахлака. В дальнейшем он выполнял рейсы по маршруту Дахлак — Массауа — Аден — Ходейда, следил за американскими кораблями у мыса Гвардафуй или в Баб-эль-Мандебском проливе. Сменил его в 1982 г. другой тихоокеанский буксир «МБ-105» из Советской Гавани.

Еще почитать —>  Подать декларацию за несовершеннолетнего

Садящиеся самолеты тут же сворачивали с ВПП, освобождая полосу заходившим следом коллегам, прямо на рулении расшвартовывались грузы и запускалась ВСУ для разгрузки. Один из двигателей оставляли работать на «малом газу» на случай отказа ВСУ, сохраняя возможность запуска остальных двигателей для взлета. Самолет останавливался в указанном месте, борттехник открывал рампу и десант буквально вылетал наружу. Следом своим ходом выезжала техника, из кабины вдогонку выбрасывали все случайно позабытое – шинели, шапки и рассыпанные патроны – и самолет выруливал на старт, по пути один за другим запуская двигатели. Вся разгрузка занимала от силы несколько минут, а от момента касания полосы до взлета затрачивалось всего 7-10 минут.

Из числа афганских аэродромов, которых в стране насчитывалось полтора десятка, посадки «семьдесят шестых» выполнялись только в Кабуле, Шинданде и Кандагаре, располагавших нормальными «бетонками» приемлемого класса и, не менее важно, – благоприятной схемой захода. Прочие аэродромы были, по большей части, грунтовыми или гравийными, кое-как допуская только работу транспортников полегче (Ан-12 и Ан-26), а база в Баграме Ил-76 не использовалась из-за близости гор, осложнявших посадочный маневр для тяжелой машины, и подступавшей к аэродрому «зеленой зоны», откуда нередкими были обстрелы. За все время афганской кампании посадки Ил-76 в Баграме можно было пересчитать по пальцам, и то обычно по каким-либо причинам неординарного характера. Однако база в Баграме являлась самой крупной среди прочих войсковых объектов, где гарнизон был побольше кабульского, требуя соответствующего снабжения. Обычным образом груз для частей, дислоцированных в Баграме, доставляли в Кабул, а уже оттуда автоколоннами или самолетами здешнего 50-го авиаполка перебрасывали к месту назначения.

03 Июн              756      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ