Прокурорский надзор за предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации 2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии

Прокурорский надзор за предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности

Содержание

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

2.2. По каждому случаю освобождения из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования в стадии следствия, дознания или судом либо постановки оправдательного приговора проверять материалы дела на предмет законности привлечения к уголовной ответственности. Не позднее 10-дневного срока составлять мотивированное заключение о законности принятых решений и мерах, которые необходимо принять.

2.1. Совершенствовать формы делового взаимодействия подразделений, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, за законностью исполнения уголовных наказаний, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Организовать постоянный обмен информацией, необходимой для своевременного принятия мер реагирования.

При избрании меры пресечения прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, были лишены возможности уклониться от след­ствия и суда, совершить новое преступление. Обнаружив, что следователь не избрал необходимую меру пресечения, он даст ему указание об ее избрании. В постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании такой меры пресечения как заключение под стражу должны быть указаны конкретные основания для подобного решения вопроса. Прокурор следит за тем, чтобы избрание меры пресечения соответствовало требова­ниям ст. ст. 97, 98 УПК РФ. Если мера пресечения заключение под стражу должна применяться но мотивам, что совершено преступление, за которое уголовным законом предусмотрено наказание св.2-х лет лишения свободы, должны быть представ­лены сведения, свидетельствующие о невозможности избрания другой, более мягкой меры пресечения. Лицу, в отношении ко­торого избрана мера пресечения, должен быть разъяснен поря­док обжалования.

Предметом надзора прокурора является также законность и обоснованность привлечения лица в качестве обвиняемого. Зна­чение предъявления обвинения состоит в том, что оно устанав­ливает пределы обвинения, а также представляет органу рассле­дования с момента предъявления обвинения ряд властных пол­номочий, например, применить меру процессуального принуж­дения, избрать меру пресечения, временно отстранить от долж­ности, подвергнуть обязательной экспертизе, поместить в меди­цинское учреждение. Сказанное требует обеспечения законно­сти привлечения в качестве обвиняемого, и прокурор должен осуществлять надзор таким образом, чтобы обвинение было обоснованным, доказано материалами дела. Необоснованное признание лица обвиняемым не только влечет нарушение его прав как личности, но может затруднить или исключить уста­новление лица, в действительности совершившего преступле­ние. Не должно допускаться поспешное предъявление обвине­ния при отсутствии достаточных доказательств, так как это мо­жет привести к незаконному избранию меры пресечения. Гру­бым нарушением является и запоздалое привлечение в качестве обвиняемого, так как обвиняемый лишается реального права на защиту, например, права пригласить защитника, участвовать вместе с ним в сборе и представлении доказательств. В литера­туре возник вопрос о том, может ли следователь, предъявляя обвинение, следовать только обвинительному уклону. При об­винительном уклоне предполагается игнорирование сведений, имеющихся в деле, свидетельствующих о меньшей степени ответственности обвиняемого. Такое недопустимо и может свиде­тельствовать о ненадлежащем выполнении функции обвинения. Поэтому прокурор должен требовать от следователя при предъ­явлении обвинения соблюдения объективности и проверки всех версий и сбора всех доказательств, в том числе опровергающих версию обвинения. Проверяя законность привлечения лица в качестве обвиняемого, прокурор должен следить, чтобы обви­нение предъявлялось в том объеме, который фактически доказан материалами дела. Нарушение этого требования, когда обвине­ние предъявляется с «запасом», в последствии обернется оправ­данием обвиняемого по определённым статьям, не доказанным в судебном разбирательстве, его реабилитации по этой части об­винения и необходимости возмещения ему имущественного или морального вреда. Прокурор должен также следить, чтобы об­винение было предъявлено только следователем, имеющим компетенцию подследственности для расследования данной ка­тегории дел. Предъявление обвинения должно последовать не позднее 3-х суток с момента вынесения постановления, а в слу­чае неявки обвиняемого или его защитника в день фактической явки или в день привода при обеспечении следователем участия защитника. Прокурор также должен обращать внимание, чтобы обвинение было ясно сформулировано. Нечеткое обвинение, отсутствие указания на конкретные преступные действия, кото­рые совершены обвиняемым, лишает обвиняемого права на за­щиту и является существенным нарушением норм уголовно-процессуального законодательства (ст. 171 У ПК), в то же время оно препятствует установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию, как того требует ст. 73 УПК. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть полным и обоснованным, содержать правильную квалификацию пре­ступных действий обвиняемого, индивидуализировать его роль в преступлении, если оно совершено группой лиц. Проверяя за­конность действий следователя при предъявлении обвинения, прокурор также выясняет, разъяснены ли обвиняемому его пра­ва на предварительном следствии и предоставлено ли ему ре­альное право на защиту. Для обеспечения эффективности про­верки он должен знать о типичных нарушениях закона, допус­каемых следователями. Например, когда обвинение предъявля­ется с «запасом» квалификации или эпизодов, чтобы подстрахо­ваться и потом не перепредъявлять обвинение, или, когда обви­нение предъявляется в конце срока, установленного для расследования уголовного дела, что делается нередко для избежания участия обвиняемого и его защитника в сборе доказательств. Обнаружив нарушения ст. ст. 171, (порядок привлечения в каче­стве обвиняемого), 172, 173, 174, (предъявление обвинения, разъяснение прав обвиняемому и его допрос), прокурор может дать письменное указание следователю или органу дознания об устранении нарушений.

Еще почитать —>  Рязанский проспект 24 отключение света

Прокурорский надзор за предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности

— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

П. 1.7 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” устанавливает, что при поступлении копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого прокурору следует обращать внимание

    1. законодательно установленных прав и свобод человека и гражданина;
    2. установленного порядка сбора и оценки доказательств по уголовному делу;
    3. порядка предъявления обвинения;
    4. законности решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых имеет определенную специфику перед режимом содержания осужденных лиц в исправительных учреждениях. Дело в том, что в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания помещаются лица, в отношении которых судом еще не вынесено никакого решения. В силу принципа презумпции невиновности каждый считается там правым, пока обратное не доказано в определенном уголовно-процессуальным законом порядке и не установлено вступившем в законную силу приговором суда. В исправительных же учреждениях находятся лица, признанные виновными в совершении преступлений, и в отношении них обвинительный приговор суда уже имеет законную силу.

В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности, исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами осуществляющими, дознание и предварительное следствие

Лишь в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, а также обыска и выемки в жилище не терпит отлагательства, они могут быть проведены без получения судебного решения с уведомлением об этом судьи и прокурора в течение 24 часов (ст. 165 УПК РФ).

Особое внимание уделяется вопросам законности решений, связанных с избранием и применением мер процессуального принуждения и мер пресечения, таких как протокол задержания лица в качестве подозреваемого, уведомление о подозрении в совершении преступления, постановления об избрании меры пресечения (в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и т.д.). Так согласно Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей», начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, других территориальные, приравненных к ним военных прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур обязаны: «использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений; избрания и применения в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, особое внимание обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, а также требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации, тщательно проверять и оценивать законность и обоснованность фактов задержания лиц, особенно подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести, и их последующего освобождения.

Еще почитать —>  Алименты на полицейского

Статья 171. Порядок привлечения в качестве обвиняемого 1. При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления, следователь выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого.2. В постановлении должны

93. Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных Досрочное освобождение от отбывания наказания как мера поощрения является важным стимулом к исправлению и перевоспитанию осужденных. В ходе осуществления прокурорского надзора за законностью применения

Надзор прокурора за законностью прекращения производства по уголовному делу

Второй вариант 27 ( Надзор за законностью прекращения уголовных дел. Дача прокурором согласия на прекращение уголовного преследования в случаях, предусмотренных ст. 25, 26, 28 УПК РФ. Эта форма надзора обеспечивает устранение прокурором нарушений закона в ходе прекращения уголовного преследования еще до вынесения решения об этом. Отказывая в даче согласия на прекращение уголовного преследования, прокурор должен дать письменное указание следователю о проведении дополнительных следственных действий, устранении допущенных нарушений уголовно-процессуального закона. В законе не определен момент получения согласия прокурора на прекращение уголовного преследования.

На практике возникает вопрос о том, должно ли согласие подозреваемого, обвиняемого быть получено ранее согласия прокурора. Как было указанно выше, согласие обвиняемого следователь, дознаватель получают в процессе расследования уголовного дела. Согласие прокурора — это окончательное решение об освобождении от уголовной ответственности конкретного лица или прекращения производства по уголовному делу в целом. О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.- своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз; О приостановлении предварительного расследования следователь, дознаватель выносит мотивированное постановление, копию которого направляют прокурору.- своевременно ли назначены и проведены по делу необходимые экспертизы, в том числе и комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы, имеются ли заключения экспертов, правомочность экспертов в проведении таких экспертиз;

Прокурорский надзор и ведомственный контроль — как средства устранения существенных нарушений уголовно-процессуального закона Текст научной статьи по специальности; Право

Статья посвящена детальному анализу особенностей прокурорского надзора и ведомственного контроля как основных средств устранения нарушений уголовно-процессуального закона, осмыслении и исследовании проблем практической реализации, а также в выявлении пробелов в современном уголовно-процессуальном законодательстве, связанных с осуществлением прокурорского надзора и ведомственного контроля в досудебном производстве.

Актуальность темы исследования заключается в том, что с давних времен институты прокурорского надзора и ведомственного контроля, как в России, так и в зарубежных странах занимали ключевое значение в системе государственных органов. В настоящее время осуществление данных видов деятельности в современном уголовном процессе показывает не только на несомненную важность вышеуказанных сфер, но и на широкие перспективы их дальнейшего развития и совершенствования как основных средств устранения существенных нарушений действующего законодательства.

Кстати, в пункте 14 Приказа 70 предусмотрено, что Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и заместители, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции вправе привлечь к дисциплинарной ответственности виновного прокурорского работника за совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника.

Еще почитать —>  Отмена льгот чернобыльцам 2022

Таким образом, можно сказать, что принцип «равенства перед законом», установленный в пункте 1 ст. 1.4 КоАП РФ в производстве по делам об административных правонарушениях, применяется с оговорками, установленными в пункте 2 этой же статьи. То есть, прокурорские работники (и остальные перечисленные в пункте 2 категории) совсем не равны обычным людям при привлечении их к административной ответственности… Да и составов административного правонарушения конкретно для них в связи с ненадлежащим исполнением их своих обязанностей в КоАП РФ не предусмотрено.

С. Г. Любичев, И. Ф. Крылов правы, вне всякого сомнения, а их позиция подтверждает прокурорско-следственная и судебная практика. Мы также постараемся доказать этот, казалось бы, очевидный факт. В свое время Б. М. Комаринец и Б. И. Шевченко писали, что осмотр места происшествия — труднейшее, крайне ответственное «оперативное действие», ошибки которого не всегда восполнимы. Неумело проведенный осмотр не только не приносит пользы, но может оказать и вред, так как ведет расследование на ложный путь. [54]

М. С. Строгович, П. С. Элькинд, И. М. Лузгин предлагали двучленное деление. По их мнению, первоначальный этап включает в себя период от возбуждения дела до предъявления обвинения, а второй — от предъявления обвинения до окончания следствия по делу. В соответствии с этой позицией предъявление обвинения делило все следствие на этапы. [35]

Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности

Официальное понятие оперативно-розыскной деятельности дано в ст.1 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственно­сти, обеспечения безопасности общества и государства от пре­ступных посягательств).

· осуществление надзора за соблюдением сроков содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоля­торах, за обеспечением в них установленного законом режима изоляции, за обоснованностью применяемых администраци­ей мер дисциплинарного воздействия и законностью освобож­дения граждан из-под стражи.

Прокуратура и прокурорский надзор

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием Федеральной пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности (п. 2 ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

5) проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях;

57) требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; 58) требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; 59) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 60) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: 55) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;

Прокурорский надзор за предотвращению незаконного привлечения лица к уголовной ответственности

1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только на доказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого должны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам состава преступления;

Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью арестов имеет существенные особенности. По действующему УПК заключение под стражу как мера пресечения применяется на основании судебного решения или с санкции прокурора. В связи с этим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить незаконный или необоснованный арест, отказав в даче санкции.

06 Июн              794      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ