Проблемы адвокатуры научные статьи

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе Сегодня благодаря объединенным усилиям общества и

Проблемы адвокатуры научные статьи

Содержание

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Сегодня благодаря объединенным усилиям общества и государства, направленным на борьбу с правовой неграмотностью, преодолением явлений правового нигилизма и повышению уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина, в том числе в уголовном процессе, достигнут определенный прогресс в снижении степени криминализации общественных отношений и повышения уровня доверия граждан к правоохранительной системе Российской Федерации. Так, по итогам 2024 года можно отметить, что при непосредственном участии представителей адвокатского сообщества рассмотрено 5 612 уголовных дел, из них с участием адвокатов по соглашению с подзащитным — 3 355, адвокатов по назначению — 360; адвокатами выявлено 3 500 преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, факты о которых переданы для расследования по подведомственности. В сравнении с аналогичными критериями оценки по итогам 2024 года приведенные цифры демонстрируют динамику роста степени участия адвоката в уголовном судопроизводстве, а, следовательно, свидетельствуют об увеличении влияния адвокатского сообщества на уголовный процесс и в целом на развитие правовой системы Российской Федерации. Несмотря на высокую долю участия адвокатов в уголовно-процессуальных отношениях, до сих пор в российском отраслевом законодательстве дискуссионными остаются вопросы статуса адвокатов-защитников, круга лиц, имеющих право участвовать в уголовных делах в качестве защитников наряду с адвокатами, вопросы объема их прав и обязанностей, гарантий, механизма реализации их прав, и некоторые другие, которые имеют существенное значение для обеспечения эффективности деятельности адвокатов (защитников) по уголовным делам и требуют своего научного осмысления, даже с учетом того, что и в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации сформулированы понятийный аппарат относительно участников уголовного процесса, включая защитника, определены принципы участия их в уголовном процессе, закреплена роль органов государственной власти по обеспечению участия адвокатов (защитников) в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, регламентированы формы участия защитников в уголовном судопроизводстве, их правовая защищенность. Но при всем этом говорить о совершенстве Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на настоящий момент не представляется возможным.

Относительно адвокатской деятельности Ю. И. Стецовский подчеркивает, что ее можно рассматривать как свободную профессию только с определенными ограничениями. Она является таковой, поскольку доступ к ней открыт любому желающему, имеющему достаточный уровень подготовки, и поэтому при выполнении профессиональных обязанностей адвокат должен пользоваться как можно большей независимостью. Ведь главная задача адвоката — защищать частных лиц в правовом споре с государством. Необходимость для гражданина иметь в споре с государством помощника — автономного, профессионального юриста — требует формирования адвокатуры как добровольного, самоуправляющегося и независимого объединения. Представляя обвиняемого или иное лицо, адвокат осуществляет публично-правовые функции. Поэтому суть проблемы заключается не в том, следует ли отказаться от государственного руководства адвокатурой, а в том, каковы границы и формы этого руководства. Порядок отношений адвокатуры с государством определен Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статья 3 которого провозглашает ее независимость и самостоятельность. В частности, часть 3 статьи 3 содержит положение о том, что: «В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи». При угрозе безопасности адвокатов в связи с выполнением профессионального долга, они должны быть адекватно защищены властями. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права практикующего адвоката представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным законодательством и практикой его применения.

Проблемы адвокатуры

Однако в практической сфере обнаружились некоторые проблемы обеспечения действительной независимости рассматриваемого института, поскольку, очевидно, недостаточно одного лишь декларирования независимого статуса того или иного органа или института – необходимо обеспечить реальные гарантии воплощения соответствующей независимости.

Так, например, не менее масштабно как независимость адвокатуры, в действующем законодательстве провозглашена независимость судебной власти в Российской Федерации. При этом соответствующее провозглашение на уровне нормативно-правового регулирования и практической деятельности сопровождено существованием множества эффективных материальных и организационных средств.

Еще почитать —>  Ожидается ли сокращение почта россии по пермскому краю 2022год

Современные проблемы адвокатуры в России

Адвокатура — независимый институт гражданского общества, важнейший детерминант его развития, то есть не только юридический, но также и социально-политический, гуманитарный инструмент его становления. В начале 90-х годов минувшего столетия в нашей стране адвокатура претерпела кардинальные перемены. Была принята новая Конституция Российской Федерации, провозгласившая человека и его правовой статус высшей ценностью. В связи с чем, государство взяло на себя обязанность взять под свою охрану правовой статус человека и гражданина, в том числе путем обеспечения достойного функционирования адвокатуры, основной задачей которой является защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Статус адвоката также является спорным вопросом, вызывающим многочисленные дискуссии, в частности законодатель предоставил адвокату право осуществлять профессиональное расследование, но не предусмотрел детального порядка и механизма его реализации, процессуального оформления этих мероприятий и т.д.

Кроме того, следует упомянуть о проблеме вмешательства в законную деятельность адвоката, а также воспрепятствования такой деятельности, с которой сталкиваются адвокаты более чем в 43 субъектах Российской Федерации [19]. Например, количество случаев, когда следственные органы отказывают в допуске адвоката к участию в процессуальных действиях, проводимых в отношении его «клиента», выросло на 23,3 % (в 2024 г. — 60; в 2024 г. — 74). А количество ситуаций, когда адвокатам отказывают в выдаче необходимых документов и сведений в порядке процедуры адвокатского запроса, увеличилось на 40,5 % (со 116 в 2024 г. до 163 в 2024 г.).

Позиция Конституционного Суда РФ была следующей: если само государство не может обеспечить необходимый уровень квалифицированной юридической помощи, то требовать от организаций, чтобы они обращались только к адвокатам или держали у себя штатных юристов, нельзя. В дальнейшем Минюстом РФ была разработана «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи» [10]. Основной ее целью является реформирование института адвокатуры и в целом всего рынка оказания юридической помощи, однако указанные нововведения не будут распространяться на работников органов государственной власти, а также нотариусов, патентных поверенных и юрисконсультов [11, с. 28]. Министерство юстиции РФ предполагает, что самым необходимым и правильным будет формирование некоего «единого рынка платных юридических услуг» путем закрепления за адвокатурой монопольного права на оказание юридической помощи. Такие преобразования считаются предпочтительными, поскольку именно адвокатура на сегодняшний день представляет собой сформировавшийся институт, имеющий свои внутренние профессиональные стандарты [12].

Проблемы совершенствования адвокатской деятельности и правового регулирования адвокатуры в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности; Право

Немаловажное значение в регулировании деятельности адвокатов имеют и Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, ФЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи». В них содержатся порядок оказания помощи определенной категории граждан, а также условия и порядок участия в судебных разбирательствах.

Из вышеизложенного напрашивается вывод, что адвокатская деятельность занимает ключевое место в механизме защиты прав человека и гражданина, поэтому при осуществлении своей деятельности адвокаты не должны нарушать закон и Кодекс профессиональной этики адвокатов. В Кодексе профессиональной этики адвокатов закреплено, что закон и нравственность превыше воли доверителя. Деятельность адвоката в интересах доверителя не должна вступать в противоречии с законом и моралью и должна при этом неизменно оставаться на службе гражданского общества.

Основные проблемы адвокатуры и пути их решения

На сегодняшнем этапе адвокатура поставлена перед безальтернативным выбором: либо она согласится на свободное вливание в свои ряды безбрежного океана околоюридических «специалистов» и в награду получит адвокатскую монополию на ведение судебных дел, либо нынешнее состояние правового хаоса останется без изменений и про адвокатуру просто забудут. Как некую реформу в Министерстве юстиции России «предложили» на обсуждение проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, при условии реализации которой (в течение 5-ти лет после ее официального утверждения Правительством РФ!) может быть сформирован в России единый рынок профессиональной юридической помощи и адвокатура получит (наконец то!) «судебную монополию».

3. К деятельности по оказанию юридической помощи (оказанию юридических услуг) допускаются субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и организации) имеющие высшее юридическое образование (для организаций – высшее юридическое образование должно быть не менее чем у 50 процентов от общего числа штатных работников), зарегистрированные в установленном порядке и включенные региональным органом Министерства юстиции Российской Федерации в сводный Реестр лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь (в дальнейшем — «субъекты рынка юридической помощи»).

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Обеспечивать соблюдение данных принципов, безусловно, призвано государство с помощью применения государственно-властного механизма ограничения и принуждения.

Еще почитать —>  Обязательное медицинское страхование делится на денежные выплаты и компенсации

Цель: Анализ позиций ученых, касающихся структуры правового статуса адвоката. Методология: Автором использовался формально-юридический метод на базе системности и комплексности его применения. Результаты: В статье делается вывод о том, что в качестве отдельных структурных элементов как статуса лица, так и статуса адвоката в частности, не должны рассматриваться свободы и законные интересы, которые должны восприниматься соответственно в качестве отдельного, специфического права человека (свободы, характеризирующие статус лица, в сочетании с его правами) или же в качестве предпосылки вступления в правоотношения или приобретения соответствующего статуса. Правосубъектность, гражданство, принципы, правовые нормы, функции, задачи и т. п. должны рассматриваться только в качестве предпосылок возникновения (приобретения) правового статуса или в качестве условий, которые являются касательными к такому статусу и способствуют его реализации и ни в коем случае не могут быть отнесены к элементам структуры правового статуса как лица, так и адвоката в частности. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность и важную практическую значимость, поскольку содержит комплексное исследование научных позиций, которые касаются структуры правового статуса как лица, так и адвоката в частности.

Во втором параграфе главы 2 — «Проблемы, возникающие в адвокатской деятельности» изучены проблемы, связанные со статусом адвоката, нарушением прав адвоката, проблемы оказания квалифицированной юридической помощи, проблемы оплаты труда адвокатов.

Проведенный в работе анализ показывает, что адвокатура является особым правовым институтом, сочетающим в себе как публично-правовые, так и частно-правовые начала. В деятельности адвокатуры при оказании юридической помощи одновременно присутствуют и частные интересы (защита прав конкретного доверителя), и публичные интересы (пресечение нарушений прав и свобод граждан, установление режима законности, предупреждение нарушений в будущем, обеспечение принципа состязательности процесса). Осуществление адвокатом представительства, тесный, доверительный характер отношений между ним и теми, кто нуждается в его помощи, предопределяет существование адвокатуры именно в качестве самоуправляемой независимой организации. Адвокат оказывает особую услугу в силу того, что он является специальным субъектом, на которого законом возложена конституционная обязанность оказывать квалифицированную юридическую помощь, в том числе и бесплатно, в установленных законном случаях, в результате чего оказание этой помощи является уже не правом, а обязанностью адвоката. Адвокатура представляет собой тот механизм, без которого невозможно нормальное обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Тем самым проявляется особый публично-правовой и частно-правовой статус адвокатуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью и новизной представленных в ней положений, нацеленностью высказанных рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность адвокатуры и практику его применения.

Адвокат юридического бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущему населению освобождается от обязанности по отчислению средств из получаемого вознаграждения на общие нужды Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и адвокатской палаты субъекта Федерации, членом которой является.

Актуальные проблемы российской адвокатуры

Юрий Пилипенко напомнил о принятом ранее Постановлении Правительства РФ от 2 октября 2024 г. № 1169, которым внесены изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240.

Коснувшись затем Постановления Правительства РФ от 21 мая 2024 г. № 634, устанавливающего градацию размеров вознаграждения адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда, президент ФПА РФ сказал, что примерно 70% адвокатов осуществляют защиту по назначению и в большинстве регионов это является основным источником их дохода.

По нашему мнению, в данной концепции следует отразить ряд важных положений. Во-первых, необходимо закрепить положение о полномочии правозащитных организаций в случае обращения к ним граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами отстаивать свои права и свободы, заключать договоры с адвокатами по оказанию таким гражданам правовой помощи. При реализации данного положения правозащитные организация, используя опыт адвокатов, смогут в судебном порядке устранять нарушения законов, пресекать правонарушения и защищать права граждан. Именно здесь, в единстве цели, связанной с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, с нашей точки зрения, прослеживается взаимодействие адвокатуры и институтов гражданского общества.

В-четвертых, в субъектах Российской Федерации необходимо регламентировать процесс создания комиссий по проблемам гражданского образования и правового просвещения. В состав данных комиссий могут входить адвокаты, представители правозащитных организаций, а также возможно участие уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Главной целью таких комиссий должно стать формирование и осуществление государственной политики в области правового просвещения граждан Российской Федерации, способствующей становлению гражданской и правовой культуры населения, повышению эффективности этой работы в центре и на местах. Реализация такой политики должна быть направлена прежде всего на представителей таких социальных групп как дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители неправительственных организаций.

Еще почитать —>  Одиноко проживающие студенты льготы

Адвокатская тайна: проблемы и пути их решения»

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В 1993 году Российская Федерация, в отличие от предыдущего периода своего развития, провозгласила, что человек, его права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное положение закреплено ст. 2 действующей Конституции РФ. В этих условиях изменились роль и место адвокатуры в системе органов публичной власти, а также круг ее задач по осуществлению защиты прав и законных интересов граждан. Итак, адвокатура — это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Сегодня в Российской Федерации каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Ее обеспечение гарантируется ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, часть 2 той же статьи Конституции РФ и ряд норм других законодательных актов, закрепляют право пользоваться помощью адвоката (защитника) каждому задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Раздел III

За несколько месяцев до принятия долгожданного Закона, исследователи отмечали, «закон об адвокатуре в России сегодня все никак не может родиться из-за боязни его авторов прямо назвать проблемы и принять напрашивающиеся, но нетрадиционные, решения». Итак, закон принят. Более того, он уже пол года применяется на практике. В связи с этим возникает логичный вопрос: решены ли накопившиеся проблемы? Или закон не принес существенных нововведений?

Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в некрупных муниципальных образованиях, которые не имеют самостоятельного ведомства публичных защитников. Местная власть составляет список частнопрактикующих адвокатов, готовых представлять интересы нуждающихся. Отбор адвокатов для конкретного дела производится судом на основе одноразового назначения либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка (по делам, требующим специализации). Оплата услуг адвоката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согласием суда на расходы, связанные с проведением собственного расследования или приглашением экспертов.

Бесплатный фрагмент — Актуальные проблемы современной адвокатуры

Если вы хотите отрицать всё вышесказанное — ваше право, но вслушайтесь: любая кодификация со времен «до Юстинианова периода» берет начало с запада, где важен не столько процесс, сколько его результат. Сегодня есть два выхода: изменить все на корню либо ожидать, когда в один момент все рухнет.

Однако уже в 1832 году была сделана попытка ввести организацию в представительство сторон для коммерческих судов, собственно говоря, с этой целью и был создан институт присяжных стряпчих. Несмотря на это присяжные стряпчие выполняли всю ту же роль и не пользовались особым доверием или авторитетом со стороны общества, которое основной причиной несоблюдения законодательства и злоупотребление властью судом видит неверно организованную деятельность адвокатуры.

Кроме того, в Положении отмечено, что, исходя из высокого общественного статуса адвоката, в связи с необходимостью способствования защите прав граждан Адвокатская палата Тамбовской области считает себя вправе давать оценку общественным деятелям, гуманитарным, благотворительным или иным общественным организациям и институтам в форме присуждения им дипломов и иного признания их заслуг. Аналогичные формы оценки могут практиковаться в отношении средств массовой информации, внесших свой вклад как в отражение и популяризацию позиции Адвокатской палаты Тамбовской области, так и в пропаганду общегуманитарных идей.

Results: In article authors revealed and analyzed the main tendencies of such directions of professional development of the identity of advocate as selection and attraction of shots in advocate’s educations, questions of increase in distinctions in legal status of the trainee of advocate’s and the paralegal assistant are considered, problems of improvement of system of professional education of advocate’s and occupation of advocates by scientific and pedagogical activity, assignment questions to the honorary titles and corporate awards of advocate’s profession are investigated.

27 мая              982      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ