Полномочия таможенных органов и их должностных лиц при возбуждении и расследовании уголовных дел

Полномочия таможенных органов в уголовном судопроизводстве С 8 декабря 2011 г. вступили в силу и действуют новеллы, внесенные в УПК РФ Федеральным законом

Полномочия таможенных органов и их должностных лиц при возбуждении и расследовании уголовных дел

Содержание

Полномочия таможенных органов в уголовном судопроизводстве

С 8 декабря 2011 г. вступили в силу и действуют новеллы, внесенные в УПК РФ Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ (О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 7 дек. 2011 г. N 420-ФЗ). Данный Закон кардинально изменил полномочия таможенных органов в сфере осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности.

Итак, отечественный уголовно-процессуальный закон дозволяет таможенному органу, возбудившему уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, то есть следственные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также документов, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Давая понятие неотложным следственным действиям, действующий закон не содержит их четкого перечня, в отличие от УПК РСФСР, который к неотложным следственным действиям относил осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР).

Полномочия таможенных органов и их должностных лиц при возбуждении и расследовании уголовных дел

9) обеспечение, организация и координация взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными органами, органами прокуратуры, судами, контролирующими и другими государственными органами, органами местного самоуправления при производстве по делам об административных правонарушениях, производстве предварительного расследования в форме дознания и неотложных следственных действий, при обращении постановлений по делам об административных правонарушениях к исполнению и приведении их в исполнение, при передаче товаров, обращенных в федеральную собственность, и распоряжении задержанными товарами;

19. Возложение на Управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу и правоохранительную деятельность таможенных органов, не допускается.

6) при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных при возбуждении и расследовании уголовных дел, а также фактов непринятия в ходе дознания по уголовному делу мер, направленных на возмещение ущерба, причиненного преступлением, решать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к ответственности;

23) материалы уголовных дел, по которым приняты решения об их прекращении, в течение трех суток после возврата надзирающим прокурором оперативным таможням и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, направлять в Управление таможенных расследований и дознания ФТС России, иным таможенным органам — в соответствующие оперативные таможни.

Исходя из этого в компетенцию пограничных таможен входит проверка наличия и правильности заполнения предъявляемых документов для таможенных целей. Внутренние таможни осуществляют личный и таможенный досмотр, проверку документов, проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятий, являющихся субъектами ВЭД. То есть таможенные посты обладают полномочиями и выполняют функции, связанные с приемом и проверкой грузовых таможенных деклараций.

Выполнение непосредственных функций, связанных с таможенным контролем, производством таможенного оформления, пресечения контрабанды, а также функции, связанные со сбором и анализом статистической информации, осуществляют таможенные посты, а также таможни. В соответствии с месторасположением таможни они подразделяются на пограничные и внутренние.

Компетенция таможенных органов, как органов дознания

ч.2 ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» — совершенное: а) в особо крупном размере; б) группой лиц — наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет;

Еще почитать —>  Пенсионер переехавший из региона в подмосковье льготы на проезд

ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.»;

Таможня дает уголовные дела

Согласно данным ФТС России по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в 2024 году возбуждено 359 уголовных дел (без учета дел Следственного комитета), при этом общий размер неуплаченных таможенных платежей составил 4,3 млрд руб., в первом полугодии 2024 года – 163 уголовных дела. Помимо этого, таможня выявляет и возбуждает уголовные дела о различных видах контрабанды, невозвращении из-за границы денежных средств и некоторые другие.

Даже добросовестные участники ВЭД, не занижающие реальную стоимость товара, не скрывающие грузы и предоставляющие достоверную информацию, могут стать объектом проверки таможенного органа. Несмотря на публичное декларирование необходимости увеличения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, промышленного производства, защищенность участников рынка внешнеэкономической деятельности от неправомерного вмешательства государственных органов представляется сомнительной. Более того, не занимающиеся ввозом товаров в Россию самостоятельно и приобретающие товары на внутреннем рынке страны компании могут также стать объектами проверок таможни, в том числе в уголовно-процессуальном порядке.

Кроме того, не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ). Законодатель применительно к дознанию руководствовался установкой на необходимость разделения уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной функции расследования преступлений. Таким образом, подчеркивается специфическая исследовательская (следовательская) сущность современного дознания, его чистая процессуальность. Если применительно к понятию органа дознания законодатель делает упор на оперативно-разыскные полномочия органа, то в определении дознавателя, напротив, акцентируется внимание на процессуальной составляющей.

Ряд полномочий дознавателя органа внутренних дел на транспорте носит властный характер. Это выражается, прежде всего, в праве дознавателя применять меры уголовно-процессуального принуждения. Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Следующей разновидностью сообщения о преступлении является рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Основным признаком явки с повинной является добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной может иметь место и при проведении следственных действий в рамках возбужденного уголовного дела по другому преступлению, когда лицо сообщает о совершении им преступления, которое либо еще не выявлено, либо выявлено, но не установлено лицо, его совершившее.

Полномочия таможенных органов и их должностных лиц при возбуждении и расследовании уголовных дел

Говоря о компетенции таможенных органов, хотелось бы отметить, что таможенные органы Российской Федерации вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по преступлениям, предусмотренных ст.ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194, 200.1, 226.1, 229.1 и др. УК РФ (ст. 151, 157 УПК РФ).

Должностным лицом таможенного органа, правомочным осуществлять проверку принятых сообщений о преступлениях, является дознаватель. Полномочия органа дознания по проверке сообщений о преступлениях, в том числе и принятию по их результатам решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, могут быть возложены начальником органа дознания посредством издания организационно-распорядительного документа на иных должностных лиц этого же органа с учетом степени их юридической подготовки.

Еще почитать —>  Несовершеннолетний какой срок дают за 228

Полномочия таможенных органов и их должностных лиц при возбуждении и расследовании уголовных дел

К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ на таможенные органы как органы дознания возложено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2-4 ст. 188, а также ст. 189, 190 и 193 УК РФ.

Таможенные органы как органы дознания обязаны принимать необходимые оперативно-розыскные и иные, предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Также таможенные органы обязаны принимать все меры для предупреждения и пресечения преступлений.

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом таможенного органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

О компетенции таможенных органов как органов дознания

Порядок возбуждения уголовных дел регламентирован ст. 146 УПК РФ, в соответствии с которой, таможенные органы, как органы дознания, при наличии поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, уполномочены принимать решение о возбуждении уголовного дела, о чем надлежит выносить соответствующее постановление.

О преступлениях, предусмотренных ст. 190 УК РФ («Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»), ст.193 УК РФ («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»), ст.226.1 УК РФ («Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей») — следователям органов внутренних дел РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица») — следователям Следственного комитета Российской Федерации.

При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаков преступления, инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся там постоянно.

Данная деятельность таможенных органов регулирования следующими нормативными актами: УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ № 144 от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ № 3 от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»; ФЗ № 150 от 13.12.1996г. «Об оружии».

Компетенция таможенных органов как дознания при возбуждении уголовного дела

Дознание в соответствии с положениями ст. 150 УПК РФ представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений (наряду с предварительным следствием). Дознание отличается от предварительного следствия по органам, их осуществляющим, по объему Прав участников процесса, по срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. На органы дознания возлагается обязанность принятия необходимых, предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер, необходимых для выявления преступления и обнаружения лиц, его совершивших. Обеспечение права на защиту при возбуждении уголовного дела? К компетенции дознавателей таможенных органов отнесена функция предварительного расследования преступлений в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ст.

Срок производства дознания, по общему правилу, не может превышать 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор, но не более чем на 10 суток. Дознание в системе таможенных органов осуществляют: ФТС России в лице Управления таможенных расследований и дознания, региональные таможенные управления, оперативные таможни и таможни.

О компетенции таможенных органов как органов дознания

Таможенные органы причисляются к органам дознания не только российским законодательством, но и на межгосударственном уровне. Так, в силу ч. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза стран ЕврАзЭС таможенные органы государств — членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях (Таможенный кодекс Таможенного союза: прил. к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. N 17 (в ред. от 16 апр. 2010 г.)).

Еще почитать —>  Сколько дней в срок на подачу аппелляции в кац

Сегодня при наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 189 (Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники), 190 (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран), 193 (Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте), 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица), 226.1 (Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей), 229.1 (Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) УК РФ, таможенные органы вправе возбудить уголовное дело и в течение 10 суток произвести неотложные следственные действия (ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 157 УПК РФ). Произведя неотложные следственные действия, таможенный орган направляет уголовное дело руководителю следственного органа, соблюдая правила о подследственности (п. 3 ст. 149, ч. 2 ст. 157 УПК РФ). После чего таможенный орган может производить по данному уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, за исключением случаев, когда лицо, совершившее преступление, не обнаружено. В таких случаях таможенный орган обязан предпринять все возможные розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

06 мая              1272      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ