Перерасчет чернобыльцам при достижении пенсионного возраста

Статья 28 Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного

Перерасчет чернобыльцам при достижении пенсионного возраста

Содержание

Статья 28

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2024 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2024 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2024 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2024 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).

  • — дети до 18 лет — независимо от нахождения на иждивении, а также учащиеся дети в возрасте старше 18 лет по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет — в случае нахождения на иждивении умершего родителя;

Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2022г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).

Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца

Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.

Подробно о пенсии чернобыльцам

Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.

В связи с этим населению, оказавшемуся и проживающему на территориях, которые получили наибольший ущерб от аварии, предусмотрены различные льготы и преференции, в том числе на данных граждан распространяется право получения льготного пенсионного обеспечения.

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

Территориально зона включает в себя обширные территории отдельных районов регионов Центральной России, Черноземья и Среднего Поволжья. Показатели загрязненности там, как правило, редко превышают ПДК, однако требуются постоянные измерения радиационного фона. Максимальное количество лет, на которое снижается пенсионный возраст в этой зоне, составляет 3 года.

От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.

Назначение пенсии гражданам, проживающим в чернобыльской зоне

Несмотря на то, что авария на ЧАЭС произошла более 30 лет назад, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет столетиями напоминать о ней. Радиация оказывает крайне неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая множество заболеваний, в том числе и онкологических, и, как следствие, преждевременную смерть.

и в последующие годы, пенсия по старости назначается с уменьшением пенсионного возраста на два года и дополнительно на один год за каждые три года проживания на территории указанной зоны, но в общей сложности не более чем на пять лет (ст. 33, 37 этого Закона).

Еще почитать —>  Недостача ос в казенном учреждении 2024 год проводки

В 2024 году пенсии по соответствующим основаниям для жителей местностей, подвергшихся радиоактивному заражению, выплачиваются на тех же условиях, порядок их назначения остался прежним. Увеличился размер выплат, но только в соответствии с проведенными индексациями.

  • доказавшие свою инвалидность – получают компенсацию инвалидности и выплаты по достижению пенсионного возраста;
  • граждане, являющиеся членами семьи (супруги, дети) участника трагических событий или получившего серьезную дозу облучения, претендуют на государственную и страховую пенсии.

Досрочная процедура выхода на пенсию на сегодняшний день зависит не только от достижения определенного возрастного барьера, хотя он и является одним из главных ограничений. Мужчины и женщины, которые подпадают под чернобыльские категории, могут претендовать на преждевременное получение пенсионного пособия при достижении:

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2024 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 руб., предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, которые предполагают стабильность длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимость понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрет умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Исходя из конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом, а также принимая во внимание равенство ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и с учетом того, что предельный уровень возмещения вреда не должен быть ниже, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, в данном случае ориентирующее значение было придано уровню возмещения вреда, предусмотренному законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 3.1 — 3.3 мотивировочной части, пункты 1 и 3 резолютивной части Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П).

Если же инвалидность была установлена на определенный срок, то при очередном переосвидетельствовании учреждением медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием соответствующих классификаций и критериев (статьи 1, 7 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») может быть принято решение об отказе в подтверждении инвалидности либо об изменении группы инвалидности.

рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный Закон — исходя из того, что факт установления инвалидности таким лицам однозначно свидетельствует о причинении вреда их здоровью, — выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (пункт 2 части первой статьи 13), и гарантирует им социальную защиту путем предоставления различных видов денежных выплат (ежемесячной денежной выплаты; компенсаций за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования (статьи 14, 27.1, 29 и 39), с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 1 июля 2024 года N 20-П).

Гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ.

Пенсионное обеспечение по инвалидности Если полная или частичная потеря трудоспособности официально подтверждена в виде одной из групп инвалидности и вызвана последствиями аварии на ЧАЭС, граждане имеют право обратиться за установлением пенсии по инвалидности. При этом также допускается выбор варианта пенсионного обеспечения — по нормам Федерального закона № 400-ФЗ или Федерального закона № 166-ФЗ.

Еще почитать —>  Нормативы на воду москва повышающие коэффициенты 2022

Индексация Выплаты государственной пенсии один раз в год, в первый день февраля, подлежат индексации в размере прошлогоднего индекса роста розничных цен. Доплата Повышение пособия осуществляется при наличии у пенсионера иждивенцев и проживании его в тяжелых климатических условиях. Повышается величина фиксированной выплаты вдвое при достижении пожилым человеком возраста 80 лет.

N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

Ранее уже было сказано, что в зависимости от того, где проживали на момент аварии пострадавшие, им могут начисляться и предоставляться те или иные государственные бонусы. Выплата в связи с достижением определенного возраста – по старости – осуществляется всем гражданам, которые находились или находятся в зоне:

— Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году, предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин, при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 15 лет.

Перерасчет пенсии по старости, если начислена льготная пенсия: основания и процедура

Изменение величины начислений осуществляется автоматически, заявление от гражданина не требуется. Пересчитывают размер с первого месяца после завершения рабочей деятельности, но поступит оно в новом виде лишь спустя 3 месяца с учетом пропущенного интервала.

Согласно статистической информации, свыше 40 % промышленных отраслей в РФ признаны вредными. К ним относят условия, которые сопровождаются физической тяжестью, повышенным риском травматизма, потери трудоспособности, развития хронических патологий и даже гибели.

  • шахтеров, горняков;
  • сотрудников СИЗО и тюрем;
  • летчиков, моряков;
  • экспедиторов геологоразведочных экспедиций;
  • женщин, трудящихся в текстильной отрасли;
  • управляющих грузовыми судами (горная промышленность) и так далее.

Все категории лиц с ограниченными возможностями получают пенсионное пособие от государства. Регулярный перерасчет платежей производится в результате индексаций, изменения присвоенной группы или полного снятия инвалидности при переосвидетельствовании. С января 2024 года выросла базовая часть трудового пособия на 7,05%. Расчет пенсии производится, как для обычных граждан, путем прибавления к фиксированной основе совокупной стоимости баллов. В 2024 году базовая часть для различных групп инвалидности составила:

Гражданам, отработавшим на таком производстве обозначенный законом срок, полагается досрочный уход на пенсию. При этом учитываются степень риска и глубина воздействия факторов на человека. Исходя из вида работы, ее принадлежности к одному из установленных законом перечней, государство определяет условия назначения и перерасчет в пользу раннего пенсионного обеспечения.

К юристу за помощью и консультацией обратился Олег К. Мужчина сообщил, что он был принудительно эвакуирован из зоны заражения, после чего переехал в Норильск, где жил и работал 23 года. При оформлении пенсии по старости он выбрал государственную пенсию, после чего покинул регион работы и проживания. Но по приезду в Москву на родину супруги с мужчины сняли «северные» надбавки.
Юрист сообщил, что продолжительный срок работы и проживания в условиях КС не распространяется на госпенсию на основании событий в Чернобыле. Однако Олег может оформить страховую пенсию, на которую распространятся все «северные» надбавки. В случае Олега он имеет право на получение обеих пенсий.

  • инвалиды, эвакуированные, ликвидаторы в период 1986-1987 гг. – выход на пенсию в возрасте 50 и 45 лет (мужчины и женщины);
  • некоторые инвалиды, работники зоны отчуждения, ликвидаторы с 1987 по 1990 годы, получившие и перенесшие лучевую болезнь вследствие ЧП – 55 и 50 лет.

Чтобы воспользоваться государственной пенсией по старости «чернобылец» должен проработать не менее 5 лет, если он претендует на пенсионное обеспечение по положениям закона 166-ФЗ. Если же основания для выхода на пенсию предусмотрены только законом №1244-1, то требования к стажу и пенсионным накоплениям определены на год выхода на пенсию. В 2024 году это 10 лет и 16,2 пенсионных балла.

Рассматривать вопросы размера пенсионного обеспечения корректно только в части назначения государственной пенсии. Страховое пенсионное содержание определяется количеством заработанных баллов, то есть зарплатой и стажем. Государством гарантируется только размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – в 2024 году ФВ составляет 5 334,19 руб. Остальное – то, что успел заработать сам чернобылец.

В отличие от страховой, госпенсия по старости назначается для «чернобыльцев» на льготных основаниях. Пенсия ликвидаторам ЧАЭС и некоторым иным категориям граждан, пострадавшим в той или иной степени от аварии в Чернобыле, назначается ранее установленного пенсионного возраста и даже без учета его повышения в 2024 году.

Жаль только, что ликвидаторов-чернобыльцев с каждым днем становится все меньше (по данным специального проекта ТАСС «Чернобыль, мифы и факты», со всего бывшего СССР в ликвидации аварии приняли участие 600 тыс. человек, из них 340 тыс. военнослужащих (в т. ч. 24 тыс. кадровых военных) и 18,5 тыс. сотрудников органов внутренних дел). То есть количество ликвидаторов, не являющихся военнослужащими, составляет около 45%, и многие из них разочаровались как в праве, так и в том, что в России можно добиться справедливого социального обеспечения.

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

Для нас – и в первую очередь для врачей медико-социальной экспертизы – любая из указанных формулировок предоставляет инвалиду-чернобыльцу право на вторую пенсию, исходя из норм подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, применяемого совместно с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о соцзащите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Повысится Ли Возраст Выхода На Пенсию Для Чернобыльцев

По словам начальника железногорского управления ПФР Ларисы Хованской, те горожане, которые прожили на льготной территории не менее 12 лет (то есть 12 лет после аварии на ЧАЭС или 4 года до нее и как минимум 8 лет после), сохраняют за собой все прежние преимущества и тогда, когда вступят в силу изменения в пенсионном законодательстве.

  • паспорт гражданина;
  • трудовая книжка, которой можно подтвердить стаж работы;
  • СНИЛС;
  • справка о получаемой зарплате (среднемесячной) за 5 лет до 01.01.2002;
  • чернобыльское удостоверение;
  • иные документы, например, о состоянии здоровья, инвалидности и т. д.

Еще почитать —>  Налоговый Кодекс Налог На Доходы Физических Лиц 2022

Существенную роль при определении суммы компенсации, играет статус «чернобыльца». В зависимости от того, каким образом повлияла на здоровье и жизнь гражданина авария на атомной станции, исчисляется его трудовой стаж и предоставляется возможность досрочного выхода на пенсию.

При наличии минимум 5 лет стажа, граждане вправе выйти на пенсию на год раньше. За каждые четыре года работы или жизни в радиационной зоне, к стажу прибавляется еще 12 месяцев, но не больше трех лет в сумме.

  • на оздоровление (носит ежемесячный характер) — 260 руб.;
  • компенсирующие проезд;
  • при переезде каждый член семьи получает единовременную выплату в размере 1120 руб.;
  • при утрате имущества происходит его компенсация. Стоит отметить, что компенсировать могут жильё, домашнее имущество, урожай и сельскохозяйственных животных.

Кому положена «чернобыльская пенсия»

Если период постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения совпадает по времени с документально подтвержденными периодами обучения, работы, военной службы и иными периодами за пределами этой зоны, указанные периоды исключаются из периода постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Пенсия по старости на льготных основаниях в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливается гражданам Российской Федерации, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по настоящее время.

— При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с 03.08.2009г., при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 в 52 года.

— При условии проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом более 12 лет, начиная с момента регистрации по месту жительства (работы) в 2011 году, при соблюдении всех требуемых условий для назначения пенсии по старости, женщине будет установлена пенсия по старости в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 в 52 года.

Гражданам, постоянно проживающим (работающим) в «чернобыльской зоне», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2024 года, – для мужчин по достижении 60 лет и для женщин 55 лет. Если они проживали в зоне радиоактивного загрязнения с 26 апреля по 30 июня 1986 года, этот возраст уменьшается на 1 год. Далее за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны – дополнительно еще на 1 год, но не более чем на 3 года в общей сложности.

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • заявление;
  • трудовая книжка, трудовой договор и др.;
  • подтверждение наличия иждивенцев – свидетельство о рождении ребенка или заключение медико-социальной экспертизы для инвалидов;
  • документы, доказывающие принадлежность к одной из льготных категорий:
  • удостоверение ликвидатора;
  • регистрация по месту жительства или пребывания;
  • удостоверение перенесшего болезнь;
  • заключение медико-социальной экспертизы.
  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовые договоры и книжку;
  • подтверждение наличия иждивенцев – заключение медико-социальной экспертизы для инвалидов, свидетельство о браке, если иждивенец – супруг, свидетельство о рождении для детей;
  • справки о зарплате до 2002 года, если в это время велась трудовая деятельность;
  • подтверждение принадлежности к льготной категории;
  • заключение медико-социальной экспертизы.

За каждого иждивенца пенсионер получает добавку по 1 726,75 руб., но не больше, чем за троих. Иждивенцами признаются лица, находящиеся на полном финансовом обеспечении пенсионера из-за возраста – несовершеннолетние дети или инвалиды, если в заключении медико-социальной экспертизы есть отметка о невозможности выполнения трудовой деятельности.

Выплата начинается с момента обращения и прекращается в связи со смертью гражданина или в случае начала трудовой деятельности. Деньги переводятся через почту России, банк или курьерскую службу. До достижения получателем 14 лет выплата передается его законному его представителю, после указанного возраста – непосредственно ребенку.

  • общий стаж рабочей карьеры за весь период жизни;
  • срок военной обязанности (для мужчин);
  • количество детей и время присмотра;
  • период отсрочки в получении выплат;
  • перечислялись или нет часть денег на накопительную пенсию;
  • размер официального оклада.

Повышение Пенсии Работающим Пенсионерам В Чернобыльской Зоне С 1 Января 2024 Года

Согласно последним изменениям, пострадавшие граждане в ходе техногенной катастрофы, могут рассчитывать на расчет пенсии по старости на 250% от социальной ставки (минимальной). Это касается лиц, участвующих в прекращении горения станции, а также граждан, получивших инвалидность.

Внимание! Данный вид обеспечения устанавливается на период нетрудоспособности получателя (например, до момента завершения ребенком обучения в университете по очной форме), однако в ряде случаев предусмотрен бессрочный характер пенсии. Льготы, установленные законодательными нормами в зависимости от принадлежности местности: Условная нумерация зоны Уточняющее условие Порядок снижения лет для назначения пенсии Максимальное ограничение Статья Закона № 1244-1 № 1 Срок исчисляется до времени эвакуации На 10 лет вне зависимости от срока нахождения 10 лет п.1 ст. 32 № 2 Период до даты переселения На 3 года и дополнительно полгода за каждый год пребывания 7 лет п.2 ст. 32 № 3 Постоянное проживание или работа На 2 года и дополнительно на 1 год за 3 года пребывания 5 лет ст. 33 № 4 Постоянное проживание На 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания 3 года ст. 34 Дополнительная величина льготных лет определяется пропорционально прожитым в конкретной зоне годам. Абсолютная величина (3, 2 и 1 год) назначаются при проживании на территории до 30 июня 1986 года (ст. 35 Закона № 1244-1).

  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.

Из-за случившейся тогда катастрофы огромное количество людей было вынуждено эвакуироваться и покинуть место жительства, включая пятидесятитысячный город Припять. Правительство Российской Федерации и в наше время социально защищает лиц, пострадавших в то время в Чернобыле. Существующим законодательством предусмотрены различные льготы для лиц, участвовавших в ликвидации последствий техногенной катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.

  • обеспечение местами в детских садах, санаториях, профилакториях без очереди;
  • приоритет при предоставлении мест в организациях соцобслуживания, которые оказывают услуги в стационарном виде;
  • приоритет при вступлении в садоводческий или гаражно-строительный кооператив;
  • получение земли и стройматериалов для индивидуального жилищного строительства без очереди.

Положена Ли Индексация Пенсии Работающим И Проживающим Пенсионерам В Чернобольской Зоне

27.1. На мой вопрос: почему такая пенсия, мне ответили что не могут начислять пенсию больше 15 000. Так как я получаю мюпенсию мужа и плюс моя 9700 получается 15 000. Скажите влияет ли пенсия мужу на начисление моей пенсии?
Не влияет. Максимального размера пенсии не установлено.

Подача документов в органы соцзащиты для получения специального удостоверения осуществляется самим лицом или представителем. Право представлять интересы физического лица подтверждается нотариально удостоверенной доверенностью. При получении удостоверения паспортные данные представителя записывают в журнал учета выданных документов.

  • 300 рублей для детей до 14 лет и 800 рублей с 14 до 18 лет;
  • компенсация на питание в школе в размере около 100 рублей и 450 рублей в дошкольном учреждении;
  • внеочередное поступление в высшие учебные заведения на льготные места;
  • инвалиды, которые находились на иждивении умершего родственника – 20 тыс. рублей ежегодно.

Куда можно пожаловаться на прокуратуру края. Читайте кому положены льготы при поступлении в детский сад в году и как получить. Размер пенсии Чернобыльцам в году в России и как рассчитывается Происшествие года, произошедшее на атомной электростанции в Чернобыле, безусловно, сказалось на тысячах жизней.

Чернобылец имеет право выбирать порядок предоставления каждой услуги в отдельности. Например, может получать компенсацию за проездной и санаторий, но получать бесплатные лекарства. В таком случае из ЕДВ будет удержано только 889,66 руб. за предоставляемое лекарственное обеспечение.

01 мая              261      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ