Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за

Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Содержание

Сейчас УК выступают в роли посредников и отвечают за своевременное погашение задолженности. Они обязаны перечислять полученные от жильцов деньги за поставленные услуги на расчетные счета РСО.
При этом они не отчитываются за каждого отдельного потребителя. УК несет ответственность за общее количество ресурсов, которое было израсходовано собственниками квартир.

В электробытовой организацией нам сказали, сославшись на постановления № 442, № 354, что обслуживание электрических сетей МОП, а следовательно и оплата потерь и расходов (в границах ответственности внешняя стена дома — квартирный счетчик) в том числе из-за несвоевременной подачи показаний по ИПУ является обязанностью ТСЖ т.к. собственники обязаны содержать общее имущество дома по постановлению № 491.

Действительно, согласно правилам расчета размера платы за коммунальные услуги ( Постановление Правительства РФ № 354 ) при наличии общедомового прибора учета и индивидуальных счетчиков, объем электроснабжения, предоставленного на общедомовые нужды, определяется как разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальным потреблением в квартирах.

Все данные, необходимые для расчётов и взимания платежей, УО должна передать не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Эта дата, как правило, указывается в протоколе общего собрания собственников, на котором участники приняли решение о переходе на прямой договор.

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.
  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2024 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.

Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства. В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании. Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.

Считаем, если УК не выступает в роли исполнителя коммунальных услуг по причине заключения РСО и собственниками помещений прямых договоров (независимо от основания для возникновения таких отношений, в том числе по инициативе самих собственников), в связи с чем приобретает у РСО только КР на СОИ, объем коммунального ресурса необходимо устанавливать с учетом положений п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения.

Жильцы многоквартирных домов регулярно получали от УК квитанции на оплату предоставляемых услуг и ресурсов, при этом часть средств тратилась на оплату работы посредника. По факту, управляющая компания не имеет никакого отношения к поставке газа, электроэнергии и водоснабжения.

Вопрос: Приводит ли принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, к автоматическому исключению из предмета договора управления, заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?

Прямые Договора С Ресурсоснабжающими Организациями В 2024 Расчет Одн

Федеральный закон от 29 июня 2024 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей.

В электробытовой организацией нам сказали, сославшись на постановления № 442, № 354, что обслуживание электрических сетей МОП, а следовательно и оплата потерь и расходов (в границах ответственности внешняя стена дома — квартирный счетчик) в том числе из-за несвоевременной подачи показаний по ИПУ является обязанностью ТСЖ т.к. собственники обязаны содержать общее имущество дома по постановлению № 491.

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

Еще почитать —>  Паспортист по доверенности

ОДН и прямые договора с РСО

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?

Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2022 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

Начисление Одн При Прямых Договорах С Рсо 2022

Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2022 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном

Анонсы 8 августа 2024 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 22 августа 2024 Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Познакомившись со всеми особенности вводимого закона у многих возникает вполне логический и закономерный вопрос, связанный с тем, как и по какому принципу будет осуществляться система расчёта и не возникнет ли в дальнейшем путаницы. Что относительно этого момента говорят эксперты и аналитики?

Основная причина перехода на прямые договора — это долги управляющих организаций перед РСО. Речь идет о случаях, когда УК собирают деньги с жильцов, но ресурсникам их не переводят. По оценкам Минстроя РФ, подобные долги составляют около 250 млрд. рублей. При этом, стоит отметить, что сами россияне платят за услуги ЖКХ достаточно исправно – собираемость платежей составляет более 88%. Законодатели считают, что прямые договора помогут решить эту проблему. Президент РФ в конце марта 2024 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.

Основная причина перехода на прямые договора — это долги управляющих организаций перед РСО. Речь идет о случаях, когда УК собирают деньги с жильцов, но ресурсникам их не переводят. По оценкам Минстроя РФ, подобные долги составляют около 250 млрд. рублей. При этом, стоит отметить, что сами россияне платят за услуги ЖКХ достаточно исправно – собираемость платежей составляет более 88%. Законодатели считают, что прямые договора помогут решить эту проблему.
Президент РФ в конце марта 2024 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2022 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 253.

Согласно Пост.Правительства от 29.06.2022г.№603 коммунальные организации с 01 июля 2022года выставляют ОДН за услуги(эл.энергия,вода)по нормативу,который очень небольшой для нежилых помещений.А кто будет платить за сверхнормативные ОДН? Возьмут ли на себя убытки коммунальные организации или через некоторое время выставят большие счета по ОДН на собственников МКД ?

ПП РФ № 950 в основном касается энергосбытовых и сетевых компаний: согласно документу, теперь они будут устанавливать, обслуживать и ремонтировать приборы учёта электроэнергии. Но есть в нём одно изменение, которое касается и других РСО, поставляющих ресурсы в многоквартирные дома с непосредственным или невыбранным/нереализованным способом управления. Рассказываем подробнее.

Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 124):

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирного дома без сотрудника УК попасть довольно сложно.

Федеральный закон от 29 июня 2024 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» признает договоры, заключенные между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и конечными потребителями коммунальных услуг, заключенные до вступления закона в силу. Обязательства по этим договорам сохраняются до истечения срока их действия, или пока одна из сторон не заявит о своем желании расторгнуть договор.

По смыслу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается ИКУ за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам ИКУ; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате ИКУ этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).

31 июля 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.

Но теперь, поскольку при прямых договорах с РСО услуги жильцам поставляются напрямую ресурсоснабжающими организациями, у этих организаций должны быть все данные о собственниках и принадлежащих им помещениях. Что возлагает на ЖЭКи ответственность за передачу РСО внушительного объема такой информации, а также за ее своевременную актуализацию.

Переход На Прямые Договора С 2024 И Начисление Одн По Воде По Закону

Правда Меня уже попросили. Очередь за Чибисом — птичкой перелетной. Валентина Поуголкова 06 июня Татьяна Филиппова 11 июля КАК платили те кто добросовестно платил так и будут платить. У нас закон как дышло все в сторону РСО. Судья даже и не пытается разобраться. Станислав Войлов 13 декабря Не понятно,что выигрывают потребители и РСО от прямых договоров.

В 2024 году немного изменился вид платежки за обслуживание дома. Коммунальные платить придётся, этого никто не отменял, но уменьшилось количество пунктов в платежке. Теперь нет отдельного пункта ОДН. Отныне расходы на общедомовые нужды включены в плату за . В общем, отдельной строки «ОДН» плательщики больше не увидят.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.

Еще почитать —>  Акт для работника невыполненых работ

Вводится обязанность впускать в квартиру представителя РСО для поверки показаний счетчиков. Раньше, если человек не открывал дверь, ему просто пересчитывали плату по нормативным показателям. Фактически потребитель подпишет согласие пускать ресурсников в дом, что еще сильнее укрепляет позиции проверяющих сотрудников.

В письме от 07 мая г. Скачать письмо Минстроя России от Письмо Минстроя России от Понравилась новость?
Правовая позиция Минстроя России, была изложена в письме от 04.05.2022 N 20223-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2024 г. N 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ, в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение.

Как правило, нередко на непосредственном управлении находятся старые двухэтажные деревянные дома, где проживают люди с небольшим достатком. Если исполнитель КУ возьмёт и выставит им сумму за весь объём ОДН, скорее всего, это приведёт к социальному взрыву и жалобам во все уровни органов власти вплоть до президента.

Однако, ситуация кардинально изменится в случае перехода на «прямые договоры» — РСО тут же потребуется вести расчеты с каждым потребителем индивидуально, следить за сроком поверки ИПУ этого собственника, отслеживать количество граждан, проживающих в помещениях, не оборудованных ИПУ.

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления.

После заключения прямого договора с РСО жители дома должны предоставлять показания счётчиков исполнителю коммунальных услуг, но так бывает не всегда. Кому-то удобнее передавать данные в УО или потребители не знают, как можно отправить показания новому исполнителю КУ.

ПП РФ № 897 внесло изменения в законодательство в части информационного взаимодействия управляющих и ресурсоснабжающих организаций при переходе на прямые договоры. Во второй статье рассказываем о новых обязанностях УО, правилах контроля качества услуг и обмена показаниями приборов учёта с РСО.

Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 897 обязало управляющие организации при переходе собственников на прямые договоры передавать в РСО большой объём информации о жителях дома и помещениях в нём (п.п. 6, 6(1), 148, 148(1) ПП РФ № 354 в ред. ПП РФ № 897). Эти данные необходимы исполнителю коммунальных услуг или регоператору по обращению с ТКО для начисления платы за услуги.

Помимо обязательной передачи РСО информации для расчётов, согласно новому постановлению, управляющая домом организация при прямом договоре собственников с поставщиками коммунальных ресурсов должна:

  • заключать договоры на приобретение КР на СОИ;
  • проводить техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем;
  • принимать жалобы потребителей на качество КУ, организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причинённый имуществу и/или здоровья жителей дома ненадлежащим качеством КУ;
  • контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
  • установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ в течение 3 месяцев с момента, когда собственники на ОСС решили включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

Если часть прав/обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой договор, была передана управляющей организации, то РСО/регоператор обязаны сообщить об этом потребителям, разместив информацию на стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в собственных офисах.

Одн при заключении прямого договора 2024 год

Сведения из реестра собственников также передаются управляющей организацией без получения на это согласия субъектов персональных данных. Информация направляется в РСО или регоператору в двух форматах: на электронном носителе и на бумаге с подписью руководителя УО.

  • для физических лиц – фамилию, имя и отчество;
  • для юридических лиц – полное наименование и основной государственный регистрационный номер;
  • номер помещения в собственности;
  • сведения о размере принадлежащей лицу доли в праве общей собственности.

4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20223-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.

Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Счётчики позволят понять, какое количество ресурсов дом потребляет фактически. Приборы учёта ресурсов устанавливаются для того, чтобы мы, как собственники, могли контролировать их потребление, и по возможности их экономить. Установка приборов учёта помогает беречь энергию.

РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора

Но в этом случае жильцы платить не должны, объяснили «РГ» в Министерстве регионального развития. В соответствии с постановлением правительства N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан заключать с поставщиками ресурсов договоры о приобретении воды, энергии и тепла, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям. Жилищный кодекс жестко прописывает, кто отвечает за предоставление коммунальных услуг. «Статья 161, часть 2.2 и 2.3 говорят о том, что управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или другой специализированный потребкооператив отвечают за предоставление коммунальных услуг. И именно они обязаны выставлять платеж независимо от того, есть договор ресурсоснабжения или нет. Граждан просто обманывают, перекладывают на них выпадающие доходы, ссылаясь на отсутствие договора», — считает Прокофьев.

С 1 января 2024 г. начисления за ОДН исключены из коммунальных услуг и включены в услуги по содержанию и ремонту жилья , а оплата за них начисляется по нормативу и поступает на счета управляющих компаний. Управляющие компании расчитываются с энергоснабжающими организациями за поставленные ресурсы по общедомовым приборам учёта. Если счётчика нет или он не работает, тогда берётся норматив, умножается на 1,5 и результат предъявляется УК. А жильцам УК начисляет по нормативу. Разница — это убыток управляющей компании. Важно отметить, что данный порядок не распространяется на услуги по отоплению.

Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2022 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.

В сентябре 2024 года ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием взыскать с управляющей компании долг в 322 тысячи рублей за холодное водоснабжение для содержания общего имущества МКД. Суды первых инстанций встали на сторону УО, так как между водоканалом и управляющей компанией не был заключён договор, а собственники помещений заключили с водоканалом прямые договоры. Ресурсоснабжающая организация подала кассационную жалобу в Верховный суд РФ.

16 июля Верховный суд РФ поставил точку в споре между водоканалом г. Невинномыска и управляющей компанией. Несмотря на отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания должна была оплатить коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

В своём определении ВС РФ указал, что управляющая компания была обязана заключить договор с РСО несмотря на то, что собственники помещений оплачивали коммунальные услуги напрямую водоканалу. Договор должен был определить порядок оплаты коммунального ресурса на общедомовые нужды. Ведь водоснабжение на ОДН обязана оплачивать водоканалу управляющая компания, а не собственники. Но расходы за водоснабжение на ОДН управляющая компания включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Общие нужды при наличии счётчика составляют разницу между значением, которое показал общедомовой прибор, и общей суммой значений индивидуальных счётчиков вместе с расходами по нормативам в необорудованных счётчиками помещениях. Получившийся результат распределяется пропорционально занимаемой площади между всеми собственниками. Соответственно, независимо от количества проживающей в многокомнатной квартире людей, расход ОДН на неё будет больше, чем для однокомнатной.

На практике обслуживание совокупных домовых территорий может подразумевать затраты по различным направлениям ресурсных благ – электроэнергии, тепла, водоснабжения (подробнее в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). Процесс применения этих ресурсов именуется общедомовым потреблением, в то время как пользование ресурсами отдельно каждой семьей получило название индивидуального потребления.

Еще почитать —>  Адвокат по взяткам сотрудником полиции

Расчет №3 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, на многоквартирном доме установлен ОДПУ, индивидуальные приборы учета во всех жилых/нежилых помещениях отсутствуют. Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Теперь расчет платы за отопление в многоквартирном доме производят в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2022 № 354), но в новой редакции от 12 января 2024 года.

Расчет №2 Размер платы за отопление в жилом/нежилом помещении, ОДПУ на многоквартирном доме отсутствует, расчет размера платы осуществляется в течение календарного года (12 месяцев). Ознакомиться с порядком и примером расчета →

Вопрос об этом вносится в повестку дня. При достижении кворума на ОСС, председатель сообщества МКД заключает договор с РСК. Смена обслуживающих дом организаций допускается не чаще, чем один раз в год. Предыдущего поставщика услуг следует поставить в известность о расторжении контракта, не менее чем за месяц.

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ, в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих. »:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Ведомство отмечает, что без договоров ресурсоснабжения, заключённых с РСО, УО, ТСЖ или кооператив не могут быть исполнителями коммунальных услуг.Поэтому в примере, который мы привели в начале статьи, исполнитель коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Вот как это будет выглядеть на схеме: 26936Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный объём ОДН РСО должна заключить договор с УО. Для этого либо потребители, либо РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.Например, РСО сперва должна расторгнуть договоры с потребителями.

И соответственно именно у нее появляется обязанность платить за коммунальный ресурс, отпущенный РСО в многоквартирный дом на нужды всех потребителей в МКД, в т. ч. на общедомовые нужды (иначе — ОДН). Данный вывод подтверждается нормами жилищного законодательства и обширной судебной практикой, частный случай будет описан в отдельным подразделе.

Тем не менее, есть общий принцип, который следует принимать во внимание, когда производится расчет нормативов на общедомовые нужды. Основным фактором, который влияет на порядок расчетов, является наличие или отсутствие в многоквартирном доме специальных приборов учета.

Возможность заключения прямых договоров у ресурсоснабжающей организации с собственниками и пользователями жилых помещений существовала и ранее в силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД: собственники помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги РСО, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поэтому, очевидно, принятие собственниками помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую РСО не снимает с УК как исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения (Определение ВС РФ от 06.07.2022 по делу № 310‑КГ14-8259, А68-1080/2022). Именно поэтому обязательство между РСО и УК (ТСЖ) также остается неизменным. Значит, управляющий МКД отвечает перед РСО за надлежащую оплату поставленного в МКД коммунального ресурса.

Раздел 3

52. В разделе отражаются данные о стоимости оказанных услуг гражданам, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями, коммунальных услуг по видам, начисленных и фактически собранных с населения платежах за эти услуги, возмещении населением затрат на предоставление услуг.

Площадь обслуживаемого жилищного фонда указывается в соответствии с информацией, размещенной в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или на основании сведений, полученных на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Данные о начисленных гражданам, имеющим прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями, платежах (графа 3) и фактически оплаченных платежах (графа 4) показываются в размере средств, которые потребитель должен непосредственно внести в оплату услуг, то есть либо без учета размера средств, выделяемых из бюджета на предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и субсидий, при условии предоставления скидок и перечислении денежных средств непосредственно организациям, либо с учетом указанных денежных компенсаций в случае перечисления денежных средств гражданам на персональные банковские счета, через организации связи, банковские структуры и тому подобное.

54. В графе 7 отражается возмещение гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями, затрат за предоставление коммунальных услуг с учетом регионального стандарта уровня платежей граждан. Данные графы 7 отличаются от данных графы 3 на сумму предоставленных отдельным категориям граждан социальной поддержки и субсидий на оплату услуг, если в субъекте Российской Федерации они предоставляются в виде скидок. Если граждане получают социальную поддержку в денежной форме через банковские счета, организации связи и другим способом, то данные граф 3 и 7 равны.

Справочно: Сведения в части физических лиц (граждан), которым производятся начисления, выставляются счета и ведется учет поступивших платежей, предоставляются ресурсоснабжающей организацией или информационно-расчетными центрами в случае, если ими ведется база поступивших платежей за коммунальные услуги от физических лиц по договорам с ресурсоснабжающей организацией.

Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями

Начиная с 2024 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления. По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.

С января 2024 года данные расходы включаются в состав оплаты за содержание жилья. Еще один немаловажный момент это изменение схемы начисления платежей за ОДН. Прежде размер платы определялся как разница меж показаниями общедомовых счетчиков и суммой по показаниям индивидуальных приборов учета.

По мнению Минстроя России, размер расходов на оплату холодной и горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ.

Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы. На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация. был принят Госдумой РФ еще летом 2024 года.

По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы. Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.

В письме по поводу изменений состава платы за содержание жилого помещения, вступивших в силу 1 января 2024 года, Минстрой объяснил, что потребители коммунальных услуг в многоквартирных домах обязаны вносить плату за них исходя из объемов, потребленных в жилом или нежилом помещении, в том числе за обслуживание общедомового имущества МКД.

Если иное не предусмотрено решением общего собрания владельцев жилых и нежилых, оплачивать сверхнормативное потребление коммунальных ресурсов на ОДН должна управляющая компания (УК), с которой заключен договор. Управление МКД – комплексная услуга, в состав которой должно входить ресурсоснабжение.

Также обращаю внимание на следующий пункт Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 124):

Тем не менее, есть общий принцип, который следует принимать во внимание, когда производится расчет нормативов на общедомовые нужды. Основным фактором, который влияет на порядок расчетов, является наличие или отсутствие в многоквартирном доме специальных приборов учета.

По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2022 № Ф01-6446/2022 по делу № А31-8058/2022, от 06.02.2022 № Ф01-6443/2022 по делу № А31-9468/2022).

20 мая              276      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ