Охранная зона надземного нефтепровода

При таких обстоятельствах решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, обоснованно отказано в

Охранная зона надземного нефтепровода

Содержание

При таких обстоятельствах решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, обоснованно отказано в удовлетворении требования о сносе жилого дома, поскольку снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения.

До дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2024 г. № 1083 утверждены Правила охраны магистральных газопроводов (далее — Правила), которыми предусмотрены порядок установления и правовой режим охранных зон магистральных трубопроводов.

Компания, участвующая в деле в качестве третьего лица, пояснила, что на момент вступления в силу Закона № 342-ФЗ в ЕГРН отсутствовали сведения об охранной зоне принадлежащего ей газопровода, в связи с чем она подготовила и направила документы в целях внесения соответствующих сведений в реестр.

Если указанные в данной норме здания, сооружения, объекты незавершенного строительства были возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода, но сведения о месте нахождения магистрального или промышленного трубопровода не были предоставлены в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления, либо если их возведение было согласовано с организацией — собственником системы газоснабжения, правообладателем магистрального или промышленного трубопровода или уполномоченными ими организациями, и такое согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи, то причиненные сносом этих объектов убытки подлежат возмещению собственниками магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых установлены минимальные расстояния до указанных трубопроводов.

Таким образом, с учетом положений абзаца второго пункта 1 статьи 222 ГК РФ для признания объекта, построенного с нарушением ограничений, установленных для соответствующей зоны, самовольной постройкой, суду необходимо установить, знал ли или должен был знать застройщик о распространении ограничений на принадлежащий ему земельный участок, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.

Проектирование газопроводов давлением 1,2 МПа и менее и нефтепродуктопроводов давлением до 2,5 МПа, предусматриваемых для прокладки на территории населенных пунктов или отдельных организаций, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 62.13330, СП 110.13330 и СП 125.13330, технических регламентов, стандартов и других нормативных документов в области технического регулирования.

1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них, капитальный ремонт магистральных газопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до DN 1400 включительно, с избыточным давлением среды от 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:

1.2 Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 20 °С свыше 0,2 МПа — сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и нестабильного конденсата и других сжиженных углеводородов — следует выполнять в соответствии с требованиями раздела 16.

а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);

б) сжиженных углеводородных газов фракций и и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;

88. Для ОПО МТ и ОПО МАП после ввода в эксплуатацию должен быть разработан технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, условиям работы ОПО МТ и ОПО МАП, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

14. Объекты линейной части и площадочные сооружения ОПО МТ и ОПО МАП следует размещать на безопасных расстояниях до других промышленных и сельскохозяйственных объектов, отдельных зданий и сооружений, жилых, общественно-деловых зон и зон рекреационного назначения, установленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

138. Закрытые помещения (насосные модули), где установлены насосные агрегаты, а также электромодули, где установлено сложное оборудование автоматики, телемеханики и связи, должны быть оснащены автоматической системой пожаротушения, а насосные модули — также и системой обнаружения утечек аммиака с телесигнализацией в ЦПУ и на местный щит управления.

73. Перед началом выполнения работ по реконструкции, техническому перевооружению и капитальному ремонту линейных сооружений ОПО МТ производители работ должны проинформировать о начале и сроках проведения работ организации (собственников), эксплуатирующие сооружения, проходящие в одном техническом коридоре с ОПО МТ.

145. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО МАП на насосных и раздаточных станциях, исходя из особенностей технологического процесса, в доступном месте в опломбированных шкафах должен храниться аварийный запас средств индивидуальной защиты согласно перечню, утвержденному техническим руководителем организации.

Порядок установления охранных зон и предусмотренные ограничения

В целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожного транспорта и санитарной защиты населения устанавливаются охранные зоны, размеры которых определяются исходя из рельефа, особых природных условий местности, необходимости создания защиты жилой застройки от шумов проходящих поездов, необходимости развития объектов железнодорожного транспорта.

Охранная зона проектируемой и существующей кабельной линии электропередачи устанавливается в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (п. 8 Правил).

  • строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
  • огораживать и перегораживать охранные зоны;
  • препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
  • разводить огонь и размещать источники огня;
  • рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 м (п . 14Правил).

Еще почитать —>  Налог 3 Лет

Пунктом 2 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, установлено, что действуют такие правила на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной· инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.

Исполнительная документация

В целях обеспечения сохранности трубопроводов, создания безопасных условий эксплуатации и предотвращения аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах «Правилами охраны магистральных трубопроводов» измененная редакция, дополнение 1994 г.,утвержденных замминистра Топлива и энергетики России 29.04,1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22..04,1992г. № 9 на всем протяжении трассы, установлена охранная зона:

Трассы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через каждые 500 метров (1000м) обозначены опознавательными знаками (со щитами -указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли. Фактическое положение нефтепродуктопровода нанесено на районной карте земельного комитета.

— открывать люки, калитки и двери ограждений узлов линейной арматур, станций катодной защиты, линейных и смотровых колодцев и других устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

Минимальные и противопожарные расстояния до магистральных нефте- и газопроводов (статья)

Таким образом, с учетом введения в эксплуатацию многих действующих магистральных трубопроводов в 1970-1990 годах, используемые собственниками трубопроводов значения МДР должны были быть пересмотрены ранее 2000 года или в более поздние сроки с учетом фактических изменений границ населенных пунктов. На практике это должно было осуществляться по согласованию с органами местного самоуправления, т.е. на стадии принятия решения о выделении земли для обеспечения жизнедеятельности населения согласно требованиям ст.ст. 31, 32, 33 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, с учетом неизбежного развития границ городов и других населенных пунктов соблюдение минимально допустимых расстояний следует обеспечивать на стадии реконструкции за счет собственников этих трубопроводов или, возможно, по их договоренности с иными заинтересованными сторонами.

Применяя к спорным правоотношениям положения СП 36.13330.2012, не учитывается основополагающее требование примечания 1 к таблице 4 (обязательное требование согласно Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 г. № 1521), что «…расстояния следует принимать: для городов и других населенных пунктов — от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна. ».

Учитывая необходимость выполнения требований к проектной документации (ст.48 Градостроительного Кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87) и потребность в вынужденных отступлениях по минимальным расстояниям от зданий, сооружений объекта до оси кольцевых магистральных нефтепродуктопровода и/или газопровода для разработки и реализации при проектировании и строительстве объекта соответствующих дополнительных (компенсирующих) мероприятий, Заказчиком должно быть выдано техническое задание на разработку СТУ или соответствующее внесение изменений (дополнений) в ранее согласованные СТУ. Правовым основанием для отступления от соответствующих обязательных требований, например, п.5.5 табл.4 СП 36.13330.2012 по МДР, является ч.8 ст.6 ФЗ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ №384), где в случае отступления от обязательных требований предусмотрена именно разработка СТУ

Учитывая изложенное, а также факты имеющихся противоречий в нормах и их некомпетентного применения при таких спорах, автором на основе опыта работы по нескольким объектам сформулировали необходимые обоснования, которые могут оказаться полезными в практике применения требований нормативных правовых документов или при разрешении возникающих спорных ситуаций.

Правительство России приняло ряд постановлений и документов, которые показывают, что понятие «охранная зона» относится не только к водозабору. Оберегающим мероприятиям подлежит весь путь транспортировки воды по водопроводу, начиная от источника и далее по всей протяженности.

Старые трубы

Рыбоохранные и водоохранные территории и их разграничение зафиксированы на уровне федерального законодательства. Сколько метров в каждую сторону составляет охранная зона газо- и нефтепроводов, нефтепродукто- и аммиакопроводов, трубопроводов для полноценного удовлетворения бытовых потребностей населения, определяют соответствующие СНиП, СанПиН и СП.

“За зону отчуждения нужно платить. С попутным нефтяным газом — как только появилась заинтересованность виновников — сразу начинают законы работать. Из пальца высосаны эти допустимые расстояния — надо по-человечески относится. Они несоизмеримы. Соизмеримы с территорией Германии и никто ни за что не отвечает, никто ни за что не платит”, — сказал сенатор.

“Разослали заново с учетом позиций заинтересованных сторон, замечания до сих пор остаются. Сегодня статус документа, на наш взгляд, отражает позицию большинства заинтересованных участников процесса. Мы в ближайшее время проводим на нашей площадке окончательное согласительное совещание и вносим документ с таблицей разногласий в правительство, чтобы по линии правительства получить в короткий срок поручение председателя чтобы попытаться эту работу закончить. Планируем в течение месяца завершить работу, внеся в правительство согласованный акт — пусть с замечаниями, упростив жизнь нашим компаниям и потребителям”, — отчитался Тихонов.

1) использование токсичных химических препаратов;
2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
3) создание и эксплуатация лесных плантаций;
4) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

  • незарегулированным водотокам, когда территории затапливаются при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учётом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
  • устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчётной обеспеченности;
  • естественным водоёмам, затапливаемым при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
  • водохранилищам, затапливаемым при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
  • зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемым при пропуске гидроузлами паводков расчётной обеспеченности.

Региональный орган охраны ОКН вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от вышеуказанных расстояний, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учётом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством РФ [68] .

Стоит особо отметить, что указанное регулирование не распространяется в отношении особо охраняемых природных территорий, полностью расположенных на территории населённого пункта. Если особо охраняемая природная территория расположена на территории населённого пункта частично, регулирование распространяется в отношении той её части, которая расположена за границами населённого пункта.

Еще почитать —>  Почему на транспортную карту не пришли деньги

Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах ЗОУИТ, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне в ЕГРН / изменении таких сведений в порядке, установленном законом № 218-ФЗ. В соответствии с п. 5.1 ст. 34 закона № 218-ФЗ уведомление осуществляется в электронной форме (через личный кабинет, если правообладатели зарегистрированы с использованием единой системы идентификации и аутентификации на едином портале или официальном сайте, либо по адресам электронной почты) либо в письменной форме посредством почтового отправления по почтовому адресу правообладателя / адресу, присвоенному объекту недвижимости (если уведомление в электронной форме является невозможным).

Охранная зона надземного нефтепровода

1.2 Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 20 °С свыше 0,2 МПа – сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и нестабильного конденсата и других сжиженных углеводородов – следует выполнять в соответствии с требованиями раздела 16.

9.4.12Для трубопроводов номинальным диаметром свыше DN1000, а также в районах переходов трубопроводов через реки и другие препятствия необходимо предусматривать установку инженерно-сейсмометрических станций для записи колебаний трубопровода и окружающего грунтового массива при землетрясениях.

13.3 При прокладке трубопроводов в земляных насыпях на пересечениях через балки, овраги и ручьи следует предусматривать устройство водопропускных сооружений (лотков, труб и т. п.). Поперечное сечение водопропускных сооружений следует определять по максимальному расходу воды повторяемостью один раз в 50 лет.

  1. станция компрессорная: объект магистрального газопровода, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств для приема и перекачки газа по магистральному газопроводу.
  2. станция перекачивающая: объект магистрального нефтепродуктопровода, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств для приема, накопления, учета и перекачки нефтепродуктов по магистральному нефтепродуктопроводу.
  3. станция насосная: объект магистрального трубопровода сжиженных углеводородных газов, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств для приема, накопления, учета и перекачки сжиженных углеводородных газов по магистральному трубопроводу.
  4. станция нефтеперекачивающая: объект магистрального нефтепровода, включающий в себя комплекс зданий, сооружений и устройств для приема, накопления, учета и перекачки нефти по магистральному нефтепроводу.
  5. токи блуждающие: токи в земле, протекающие вне предназначенных для них цепей и возникающие вследствие работы посторонних источников тока постоянного или переменного напряжения (электрифицированный транспорт, сварочные агрегаты, устройства электрохимической защиты посторонних сооружений и пр.).
  6. трасса трубопровода: положение оси трубопровода, определяемое на местности ее проекцией на горизонтальную и вертикальную плоскости.
  7. трубопровод магистральный: Единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
    1. Сокращения

11.1 Надземная прокладка трубопроводов или их отдельных участков допускается в пустынных и горных районах, болотистых местностях, районах горных выработок, оползней и районах распространения многолетнемерзлых грунтов, на неустойчивых грунтах, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия с учетом требований 5.1.

К узлам управления, указателям положения затвора запорной арматуры должен быть обеспечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания и их ограждения должны содержаться в чистоте и исправном состоянии, растительность в пределах ограждения должна убираться.

Порядок проведения работ в охранных зонах МН, организацию проведения работ, требования к оформлению документов на проведение работ, требования к оформлению допуска к работам, порядок осуществления контроля за проведением работ в охранной зоне МН указаны в подразделе 9.1-9.3 настоящих Правил.

— без необходимости открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

Запорная арматура, установленная на нефтепроводах в местах перехода через реки или прохождения нефтепроводов на отметках выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии менее 700 м от них, должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление и обвалованием.

— высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда;

· подтверждение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности проводится, как правило, по условию 1) ч.1 ст.6 ФЗ №123, т.е. расчетами по оценке индивидуального и социальных рисков по методикам, утвержденным приказами МЧС России от 30.06.2009г. №382 (для здания жилого или общественного назначения) и от 10.07.2009г. №404 (для производственных и складских зданий, сооружений вблизи или на территории в охранной зоне нефте- и газопроводов), которые должны подтверждать соблюдение соответствия объекта требованиям пожарной безопасности согласно ч.1 ст.79, ч.2 ст.81, ч.ч. 4 и 5 ст.93 ФЗ №123;

· при необходимости могут быть также выполнены дополнительные расчеты по отношению к содержащимся в составе утвержденного КИТОМ, хотя экспертно можно утверждать, что такое влияние не может быть сколь-нибудь существенным, например, при 5% отклонениях от тех или иных параметров, т.к. такая цифра является общепризнанной и допустимой при любых инженерных расчетах.

· содержание разд.6.12 «Требования к магистральным трубопроводам», в т.ч. табл.44 СП 4.13130.2013 (подлежит применению на добровольной основе согласно ч.3 ст.4 ФЗ №123 и приказа Ростехрегулирования от 16.04.2022г. №474), практически идентично соответствующим требованиям СП 36.13330.2012, т.е. указанные расстояния являются минимальными, но не противопожарными, что имеет принципиальное значение при требовании согласовать такие отступления с МЧС России или его территориальными структурами;

При проектировании, строительстве и даже на стадии эксплуатации объектов защиты жилого, общественного, производственно-складского назначения, в том числе торгово-развлекательных комплексов, часто встает проблема их размещения (как собственно зданий, сооружений, так и плоскостных автостоянок, объектов тепло-, водо- и энергоснабжения) с отступлениями от требований соответствующих сводов правил (СП 36.13330.2012, СП 4.13130.2013 и др.) по соблюдению минимально допустимых расстояний (МДР) от оси магистральных нефте- и газопроводов диаметром 300 мм и более. Ситуация усугубляется и тем, что нормативными документами установлено также понятие «охранная зона» (см. «Правила охраны магистральных трубопроводов», которые утверждены Министерством топлива и энергетики РФ 29.04.1992г. и постановлением Госгортехнадзора от 22.04.1992г. №9) в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от крайних осей трубопровода. Некоторую неопределенность вносит также разд.6.12 СП 4.13130.2013 (документ добровольного применения, обеспечивающий соблюдение требований ФЗ №123 от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» согласно приказа Ростехрегулирования от 16.04.2022г. № 474, и особенно его табл.44, которая полностью дублирует соответствующую табл.4 СП 36.13330.2012, регламентируя соответствующие минимальные расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий и сооружений, однако эти расстояния безосновательно относят к противопожарным расстояниям (разрывам) согласно ст.37 ФЗ №123, как типу противопожарных преград. Между тем это неправомерно, так как противопожарные расстояния (разрывы) устанавливаются между зданиями, строениями для предотвращения распространения пожара (см. термин и его определение в п.36) ст.2 ФЗ №123), и не относится к подземным или наземным трубопроводам, которые следует считать линейными сооружениями или, возможно, сетями инженерно-технического обеспечения согласно п.20 ст.2 ФЗ №384 от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Кстати, согласно п.1) ст.17 ФЗ №384 для линейных сооружений расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных сооружений, размеры охранных зон должны быть обоснованы одним из способов, указанных в ч.6 ст.15 этого же ФЗ №384, т.е. результатами исследований, расчетами и (или) испытаниями, моделированием сценариев, оценкой риска! Это, безусловно, прогрессивное требование, фактически ставящее под сомнение обоснованность параметров вышеуказанных нормативных документов особенно в свете реализации Постановления Правительства России от 17.08.2022г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»/

Еще почитать —>  Правда ли что ветеран труда военный может пользоваться льготами по достижении 60 лет

Таким образом, с учетом неизбежного развития границ городов и других населенных пунктов соблюдение минимально допустимых расстояний следует обеспечивать на стадии реконструкции за счет собственников этих трубопроводов или, возможно, по их договоренности с иными заинтересованными сторонами.

Трассы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через каждые 500 метров (1000м) обозначены опознавательными знаками (со щитами -указателями) высотой 1,5-2 метра от поверхности земли. Фактическое положение нефтепродуктопровода нанесено на районной карте земельного комитета.

В целях обеспечения сохранности трубопроводов, создания безопасных условий эксплуатации и предотвращения аварий и инцидентов на магистральных трубопроводах «Правилами охраны магистральных трубопроводов» измененная редакция, дополнение 1994 г.,утвержденных замминистра Топлива и энергетики России 29.04,1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22..04,1992г. № 9 на всем протяжении трассы, установлена охранная зона:

— открывать люки, калитки и двери ограждений узлов линейной арматур, станций катодной защиты, линейных и смотровых колодцев и других устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

Охранная зона нефтепровода магистрального: сколько метров по таблице СНиП в каждую сторону, до жилого дома, нормы СП

В июле 2024 года в перечне поручений президента РФ Владимира Путина по итогам совещания с членами правительства сообщалось, что постройки в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов могут быть легализованы в случае отказа собственников от претензий к “Газпрому” и “Транснефти” в случае аварий. Правительству было поручено до 31 декабря 2024 года обеспечить “внесение изменений в законодательство РФ в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий и сооружений, не относящихся к магистральным трубопроводам и расположенных в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов”.

Санитарный пояс №1 отвечает за охрану мест забора воды и сооружений для этой цели от любых действий, способных нанести вред. Пояс №2 защищает источники воды от микробиологического загрязнения. Наблюдательный пояс №3 контролирует уровень химического загрязнения. Согласно гигиеническим нормам, санитарное зонирование для открытых и подземных источников водоснабжения имеет разные размеры.

  • в сухих грунтах — 10 м при диаметре до 1000 мм и 20 м при больших размерах труб;
  • в мокрых грунтах — не менее 50 м.
  • Водопровод, охранная зона которого проходит в секторах застройки, может нести дополнительную экологическую и производственную нагрузку. Защитная зона водопровода в районах застройки может быть уменьшена по согласованию с органами СЭС. Законодательно установлен обязательный минимум, который не может быть уменьшен ни при каких обстоятельствах:
  • от фундамента зданий и сооружений — не менее 5 м;
  • от фундаментов ограждений, эстакад, опор — не менее 3 м;
  • от бортового камня улицы — не менее 2 м;
  • от опор воздушных линий электропередач — от 1 до 3 м в зависимости от мощности сети.

Водопроводные сети должны располагаться выше канализационных. Особенно это актуально в местах пересечения коммуникаций. Если данное условие выполнить не представляется возможным, то канализационные трубы помещают в кожух, длина которого зависит от типа грунта. В суглинках и глинах она должна составлять 10 метров, а в песках — 20 метров. Пересечение допускается делать только под прямым углом.

Охранная зона трубопровода – участок земли или акватории, для пользования которым установлены особые условия. По «Правилам охраны магистральных нефтепроводов», она представляет собой территорию, ограниченную условными линиями, отстоящими на 25 м от центра трубы в каждую сторону.

район Тихвинский, городское поселение Тихвинское, сельское поселение Цвылевское, сельское поселение Борское; район Волховский, сельское поселение Хваловское, сельское поселение Усадищенское, сельское поселение Бережковское, сельское поселение Вындиноостровское;

район Кировский, сельское поселение Шумское, сельское поселение Суховское, городское поселение Назиевское, сельское поселение Путиловское, городское поселение Приладожское, городское поселение Синявинское, городское поселение Кировское, городское поселение Шлиссельбургское; район Всеволожский, городское поселение Морозовское, сельское поселение Колтушское, городское поселение Заневское, городское поселение Всеволожское, городское поселение Кузьмоловское, сельское поселение Новодевяткинское, городское поселение Муринское, сельское поселение Бугровское

Запорная арматура, установленная на нефтепроводах в местах перехода через реки или прохождения нефтепроводов на отметках выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии менее 700 м от них, должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление и обвалованием.

— без необходимости открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений линейной арматуры, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов;

К узлам управления, указателям положения затвора запорной арматуры должен быть обеспечен беспрепятственный доступ обслуживающего персонала. Площадки обслуживания и их ограждения должны содержаться в чистоте и исправном состоянии, растительность в пределах ограждения должна убираться.

Порядок проведения работ в охранных зонах МН, организацию проведения работ, требования к оформлению документов на проведение работ, требования к оформлению допуска к работам, порядок осуществления контроля за проведением работ в охранной зоне МН указаны в подразделе 9.1-9.3 настоящих Правил.

Приводы задвижек, сигнализаторы прохождения средств очистки и диагностики, отдельно расположенные вантузы, узлы отбора давления и другое оборудование, установленное на открытом воздухе, должны быть оборудованы защитными кожухами (колодцами) с замками или специальными блокираторами.

18 Апр              253      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ