Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

Административное право зарубежных стран Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со

Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

Содержание

Административное право зарубежных стран

Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.

Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,

Источники конституционного права в зарубежных странах

Возьмем, к примеру, федеративные государства. Особенность их конституционных источников права в их многообразии. Дело в том, что уровень субъектов также предусматривает в таких странах создание собственных актов (конституции штатов США, в России – конституции республик – для сравнения). Для унитарных государств характерно издание местных законов представительными органами автономий. Такими государствами являются Италия, Португалия и Испания.

1) Законы, которые подразделяются на конституционные и органические. В первом случае такие НПА не являются составными элементами Конституции, они лишь изменяют или дополняют ее, регулируя наиболее важные государственные вопросы. Во втором – законы имеют сложный порядок принятия, а предметом их регулирования выступают определенные институты рассматриваемой нами отрасли. По своей силе они стоят над простыми законами, но ниже, чем Конституция.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Административная юстиция в качестве института судебного контроля известна еще со Средних веков, «когда в Англии было допущено предъявление иска «к короне», то есть к королю его чиновниками» [1; с.4]. Значительно позже, в результате Великой Французской революции, идея административной юстиции начала распространяться повсеместно и к середине XIX века стала весьма эффективным средством защиты гражданских прав.

Несмотря на все преимущества континентальной системы административной юстиции, существует ряд демократических стран с развитой правовой культурой, которые, в свою очередь, придерживаются принципа «единой юстиции». Этот принцип заключается в том, что акты управления подчинены контролю со стороны судов общей юрисдикции.

Вместе с тем сегодня СНГ по-прежнему остается единственным содружеством после распада Советского Союза, которое, при всех своих недостатках, объединило все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии, по многим интеграционным направлениям. Несмотря на непростые взаимоотношения, которые складываются между постсоветскими государствами, для нас очевидно — потенциал постсоветской интеграции еще не исчерпан, и выносить политический «вердикт» еще рано.

Понятие административного права ФРГ неразрывно связывают с публичным управлением. В ФРГ подразделяют административное право на общее и особенное. Общее административное право направлено на регулирование многих областей организации и деятельности государственной администрации, особенное административное право регулирует отдельные области.

Порядок разработки и принятия административных нормативных актов, а также вопросы участия в нормотворческом процессе общественности нередко подробно регулируются специальными законами и подзаконными актами. Для того чтобы быть признанными действующими, нормативные акты административных учреждений подлежат обязательной регистрации и публикации в особых официальных вестниках. В США помимо того имеется и регулярно обновляется собрание действующих федеральных административных нормативных актов, которое называется «Сводом федеральных предписаний».

Наиболее многочисленную группу законов в области административного права составляют обычные законы. В Японии, например, во второй половине 70-х годов их было более 1 тыс. Административно-правовое законодательство относится к числу самых обширных. Законов очень много, они часто изменяются, поэтому их трудно кодифицировать. Кодификация является здесь не правилом, а исключением. И одним из таких немногих исключений являются США. Здесь в 1966г. был кодифицирован пятый раздел Свода законов. Этот раздел полностью посвящен организации и деятельности исполнительной власти и называется «Правительственные организация и служащие». Среда прочего в нем кодифицированы административно-процессуальные нормы и нормы, касающиеся гражданской службы. Но пятым разделом не охвачена все-таки вся проблематика административного права. Многочисленные законодательные нормы по организации, полномочиям и порядку деятельности отдельных административных лиц содержатся почти во всех других 49 разделах Свода законов США.

Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

Административное право в современных зарубежных странах — обширная и разветвленная отрасль правовой системы. Для того чтобы уяснить, что представляет собой административное право зарубежных государств как отрасль права, необходимо понимать, что его предмет обусловлен особенностями правовых систем этих государств (континентальной и англосаксонской).
В общем плане административное право понимается представителями англосаксонской и континентальной систем права как совокупность юридических норм, регламентирующих деятельность административных учреждений. Однако объекты административно-правового регулирования в англосаксонской и континентальной системах права существенно различаются. Вся история европейской науки административного права во многом сводится к анализу государственного управления в отличие от США, где административное право сформировалось значительно позднее, во второй половине XX века, и претерпело значительное влияние социологии.
Административное право стран континентальной системы (Франция, ФРГ) представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В странах континентальной правовой системы, как правило, выделяются общая и особенная части административного права. Общая часть административного права охватывает нормы, принципы и правовые институты, распространяющиеся на все сферы административной деятельности. Особенная часть рассматривается как совокупность административно-правовых норм, принципов и институтов, которые регулируют вопросы, связанные с государственным управлением в отдельных сферах управления — административно-политической, хозяйственно-экономической или социально-культурной.
В англосаксонских странах (США, Великобритания) административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В странах англосаксонской правовой системы деление административного права на общую и особенную части не принято. В странах англосаксонской системы получили преимущественное развитие процессуальные нормы, включающие и процедурные нормы. Это позволяет говорить о том, что административное право в рамках данной правовой системы является прежде всего процессуальным.
Предметом административного права США и, соответственно, объектами регулирования этой отрасли права являются следующие три сферы деятельности административных учреждений: 1) административное нормотворчество, часто называемое по английскому образцу делегированным законодательством; 2) административная квазисудебная деятельность, именуемая обычно административной юстицией, и 3) контроль судов над администрацией. При этом вместе с контролем нередко рассматривают также ответственность администрации за вред, причиненный ее служащими, либо изучают эту проблему отдельно.
Американские ученые-административисты прежде всего акцентируют свое внимание на так называемом внешнем административном праве, т.е. на той части административного права, которая регулирует взаимоотношения администрации с частными лицами. Под административным правом здесь подразумеваются положения статутов, предоставляющих нормотворческие и квазисудебные полномочия правительственным органам, исключая судебные, а также нормативные акты и приказы, издаваемые этими учреждениями в соответствии с предоставленными им полномочиями. Это мнение разделяет подавляющее большинство американских административистов. Крупнейший современный американский административист — профессор К. Дэйвис указывает в своем четырехтомном курсе административного права, что административное право представляет собой право, фиксирующее полномочия и порядок деятельности административных учреждений.
Административное право Франции имеет специфическую систему норм и собственную юстицию, отличные от общих норм и общей системы правосудия.
В трудах ученых — представителей французского административного права всегда важное место занимали вопросы государственного управления. Так, во французском «Элементарном курсе административного права» М. Валина детально анализируются различные виды административных учреждений (так называемых субъектов прав в административном праве), их компетенция, персонал, приобретение администрацией имущества и управление им, общественные работы, ответственность администрации по контрактам и за вред, причиненный ее должностными лицами и служащими. Большое внимание уделил административной структуре и другой французский административист — Ж. Ведель.
Для административное права Франции характерна традиционно сильная централизация и наличие обособленных административных судов, сыгравших решающую роль в формулировании норм административного права. Администрация в своей деятельности связана законом и несет ответственность за превышение власти и другие незаконные действия, за причиненный ею ущерб.
Возникновение административного права в Германии приходится на первую половину XIX века. Германская школа административного права находится в русле континентально-европейской традиции. По мнению немецких ученых-административистов, административное право нельзя изучать в отрыве от его основы — государственного управления.
В историческом аспекте в развитии системы управления в Германии принято различать три этапа: а) управление периода абсолютизма в условиях полицейского государства: б) управление периода либерального правового государства; в) управление периода общества потребления, государства планируемой экономики.
В Германии понятие административного права связывается с понятием публичного управления, которое рассматривается как деятельность и функция организованной государством системы органов. Начало разработки теории немецкого административного права во многом связано с именем немецкого юриста Лоренца фон Штейна (1815 — 1890 гг.).
Профессор Ф.-Й. Пайне определяет административное право как совокупность правовых норм, которые специфично действительны для управления (т.е. не распространяются на каждого — гражданина, предпринимателя или частноправовой фонд).
Профессор Д. Элерс раскрывает понятие административного права в широком смысле — как сумму таких правовых предписаний, которые организуют управление либо должны участвовать при его осуществлении, и в узком смысле — как «общность» писаных и неписаных правовых предписаний публичного права, которые либо конституируют государственное управление в организационном смысле, либо прямо регулируют деятельность государственного управления (за исключением норм других правовых актов конституционного права и административно-процессуального права).
Указанные определения определяют сущность немецкой доктрины административного права. Согласно ей административное право есть часть публичного права, его основным предметом является государственное управление.
В немецкой юридической науке большое значение придается разграничению административного и частного права. Оно вызывает много споров, но является необходимым хотя бы для разграничения подсудности. Частноправовые споры рассматриваются судами общей компетенции. Административно-правовые — административными судами. Специфической является и ответственность в сфере административного, управленческого поведения.
Немецкий административист О. Мейер определял государственное управление как деятельность государства по осуществлению его целей, за исключением законодательства и судопроизводства. Пользуясь методом «от противного», другой известный немецкий юрист В. Еллинек определял такое управление как деятельность в сфере правительственной компетенции, которая направлена на создание или прекращение публичных отношений в интересах государства и других носителей публичной власти. Анализ категории государственного управления дал в своей работе «Французское административное право» французский ученый-административист Г. Бребан .
———————————
См.: Административное право зарубежных стран. М., 1996. С. 106 — 107.

Еще почитать —>  Применение жилищного кодекса к нежилым помещениям

Административисты континентальной системы права, отвечая на вопрос, что же такое государственное управление, исключают смежные понятия, стремясь выявить то, что составляет сущность этой категории.
Во-первых, из сферы государственного управления исключаются виды частнопредпринимательской деятельности, хотя, естественно, в управлении предприятиями административный феномен присутствует. И, несмотря на то что ныне складывается тенденция смешения частного и публичного начал в управлении, в действительности они подчиняются качественно различимым закономерностям и покоятся на различных правовых режимах. Необходимо проводить четкое разграничение между частным и государственным секторами управления.
Административное право регулирует организацию и функционирование государственного аппарата управления, его взаимоотношения с отдельными гражданами, но оно непосредственно не регулирует гражданскую деятельность и взаимоотношения частных лиц.
Следовательно, управленческая сфера имеет публично-правовое, то есть государственное, содержание.
Во-вторых, из сферы государственного управления исключаются некоторые виды государственно-правовой деятельности, которые не относятся к государственному управлению. В этом смысле область административного права необходимо отграничить от сопредельных сфер. Прежде всего недопустимо смешение государственного управления с политикой. Политика есть прерогатива парламента, правительства и президента. К политике относится все, что связано с выбором наиболее общих направлений национально-государственного развития, юридические аспекты которого подпадают под режим конституционного права.
Необходимо разграничивать управленческую и судебную деятельность. Правосудие выделяется из комплекса государственно-правовых функций по своей специфике, ибо его суть в разрешении конфликтов и споров. Любой спор между гражданами, любой проступок или преступление, совершенные гражданами, согласно принципам нашей правовой системы, подпадают под нормы действующего уголовного и гражданского права и соответствующих процессуальных норм.
То есть в государственной деятельности управленческая сфера четко отделена от политической, судебной и производственной.
Таким образом, государственное управление рассматривается как один из видов государственной деятельности, отличающийся от деятельности законодательной и судебной, направленный на исполнение соответствующими государственными органами законодательных актов. Государственное управление не исключает и подзаконного нормотворчества.
При этом следует сказать и о том, что в ряде работ по административному праву зарубежных государств для обозначения государственной деятельности в указанной сфере вводится понятие публичной администрации (administration publique, administration publica, public administration и т.д.). Обязательными субъектами административно-правовых отношений признаются органы и учреждения публичной администрации; административное право устанавливает границы деятельности публичной администрации; закрепляет правовой статус служащих органов публичной администрации; определяет формы контроля за ней .
———————————
См.: Административное право зарубежных стран. М., 2003. С. 28.

Еще почитать —>  Мужчине 58 лет,служил в афгане,может ли он выйти на пенсию в60лет

Источники конституционного права в зарубежных странах

1) Законы, которые подразделяются на конституционные и органические. В первом случае такие НПА не являются составными элементами Конституции, они лишь изменяют или дополняют ее, регулируя наиболее важные государственные вопросы. Во втором – законы имеют сложный порядок принятия, а предметом их регулирования выступают определенные институты рассматриваемой нами отрасли. По своей силе они стоят над простыми законами, но ниже, чем Конституция.

В испанской конституции закреплено положение о возможности автономных сообществ заключать между собой соглашения по вопросам сотрудничества. Такое право им предоставлено статьей 145 Конституции данного государства. Аналогичное положение закрепляет и Конституция Австрии, но только в отношении специальных субъектов – земель. Несколько особенными представляются соглашения, заключаемые в Канаде и США: в этих странах правительство для решения вопросов экологии и землепользования заключает такие соглашения с коренным населением[4].

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Система государственного управления во Франции, как и в соседних Германии, Австрии, Польше и других европейских странах, включает обособленные административные суды (трибуналы), которые рассматривают всевозможные административные споры, проверяют законность административных актов. Существуют также и специализированные суды: по вопросам социального обеспечения, дисциплинарные суды (для преподавателей публичных учебных заведений, врачей и других лиц свободных профессий), счетные палаты и т.п.

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Административное право зарубежных стран

2. Административная деятельность (государственное управление) как предмет правового регулирования обладает определенными сущностными характеристиками. Содержание государственно-управленческой деятельности образует система функций: программирование, планирование, прогнозирование, организация, распорядительство, координация, контроль

В континентальной системе этот подход также имел место. Но это был предыдущий этап до конца 19 века. По мере развития государства этот подход подвергался критике. Большая часть деятельности администрации весьма позитивна и не заканчивается конфликтами с гражданами. Поэтому наука стала изучать и «позитивную» сферу государственного управления. Французский ученый Вейль сказал: «настала пора, прежде чем исследовать патологию, основательно изучить анатомию» публичной администрации. Современное административное право имеет целью не только защиту индивида от неправомерных действий администрации, но и повышение эффективности государственного управления, а также расширение участия общества в процессе принятия административных решений. Например, в Германии развивается регулирование такой формы государственного управления как массовые процедуры.

В существующих европейских системах, как правило, не взимают плату за проверку общественностью документов и других форм информации в зданиях госучреждений. Плату часто берут за копирование, причем здесь действует принцип самоокупаемости и сумма, как правило, основана на средней стоимости копирования.

Суд провозгласил важность доступа общественности к официальной информации. Защита в рамках ст. 10 не распространялась на всеобщее право на доступ к официальной информации, но было отмечено, что общественность имеет право на получение информации, представляющей общественный интерес, и что средства массовой информации имеют привилегию в плане свободы слова и информации, поскольку их роль состоит в том, чтобы информировать общественность по вопросам, представляющим общественный интерес, а общественность имеет право на получение подобной информации.

Административное право зарубежных стран

Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе становления и развития права, руководствовались почти исключительно интересами юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям (общему праву), которыми эта практика закреплялась. Подходя к делу практически, они видели перед собой прежде всего клиента, частное лицо, пострадавшее в результате того или иного действия администрации. Эта коллизия между частным лицом и государственным органом, т. е. между частным и публичным интересом, до сих пор заслоняет англосаксонскому юристу все остальное в этой области общественных отношений. Формирование отрасли права происходит в таких условиях в ходе обобщения юридической практики.

Конституции могут быть признаны в качестве источников административного права с суще ственной оговоркой, поскольку они, как правило, не формулируют принципов или норм административного права. Последнее было создано судами, а также Конгрессом США и легислатурами штатов фактически вопреки основным законам. Конституции по отношению к административному праву содержат главным образом ограничительные положения. Основные законы указывают пределы, которые не должны переступать законодатели — при формулировании ими норм административного права, администрация — в ее деятельности и суды — при осуществлении ими контроля, как над легислатурами, так и над администрацией. Принцип разделения властей, положенный в основу этих конституций, хотя на деле и не воспрепятствовал легислатурам в передаче администрации части законодательных и судебных полномочий, а судам — в санкционировании подобной практики, все же сдерживает процесс передачи ничем не ограниченных полномочий.

Еще почитать —>  Размер ущерба ст 159 ук рф в 2024 году

Научная Статья Источники Административного Права В Зарубежных Странах

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности. Вначале на европейском континенте (XIX в.), а позднее в Англии и США (ХХ в.) возникает комплекс правовых норм, регулирующих организацию исполнительной власти, правовое положение ее органов, их отношения с частными лицами.
В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.
Франция считается родиной административного права. Здесь раньше, чем в других западных странах сформировался бюрократический аппарат государственного управления, а вместе с ним и массив административного законодательства. Французское право относят к той же правовой системе, что и российское. Базовым источником административного права Франции являются положения Конституции 1958 г., относящиеся к Президенту и Правительству республики, которые осуществляют исполнительную власть совместно. Ординарными источниками служат законы, а также декреты Президента и Правительства, наделенные широкими нормотворческими полномочиями. Немало норм устанавливается нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, других органов управления. К источникам данной отрасли права французские юристы причисляют также судебную практику (это уже особенность). Административные суды, прежде всего высший из них — Государственный Совет в своих решениях по конкретным делам при определенных обстоятельствах могут устанавливать новые правовые нормы.
Аппарат исполнительной власти, находящийся в ведении Президента и Правительства, включает в центре — министерства и ведомства, в регионах — комиссаров республики. Во всех административно- территориальных единицах функционируют органы местного самоуправления: Советы регионов, Генеральные Советы департаментов, муниципальные Советы коммун, причем функции исполнительных органов в регионах и департаментах выполняют председатели Советов, а в коммунах — мэры.
Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.
Система государственного управления во Франции, как и в соседних Германии, Австрии, Польше и других европейских странах, включает обособленные административные суды (трибуналы), которые рассматривают всевозможные административные споры, проверяют законность административных актов. Существуют также и специализированные суды: по вопросам социального обеспечения, дисциплинарные суды (для преподавателей публичных учебных заведений, врачей и других лиц свободных профессий), счетные палаты и т.п.
Великобритания, как и другие страны англосаксонского права, имеет глубокие демократические традиции и развитые институты публичного самоуправления, что не могло не сказаться на характере административно-правовой системы. Последняя сформировалась лишь в прошлом веке. Конституционные законы этой страны — Билль о правах (1689), Habeas corpus act (1679) — обязывают исполнительную власть соблюдать права граждан. Парламентский закон 1947 г. об исках к короне устанавливает ответственность государственной администрации за вред, причиненный ее служащими.
В Великобритании существует развитый институт административной юстиции, с помощью которой осуществляется судебный контроль за действиями исполнительной власти по отношению к частным лицам и их объединениям. В отличие от Франции, Германии, России и других континентальных стран в Великобритании органы исполнительной власти не имеют собственных полномочий на издание нормативно- правовых актов. Правительственные нормативные акты оформляются в виде приказов «короны в Совете», а инструкции и иные нормативные предписания министерств и ведомств издаются на основе полномочий, получаемых от парламента.
Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Охарактеризуйте систему административного права и перечислите нормы и институты административного права.
2. Перечислите характерные особенности отрасли административного права.
3. Как соотносится административное право с другими отраслями права?
4. Роль административного права в условиях рыночной экономики.
5. Назовите предмет науки административного права.
6. Дайте понятие предмета и метода административно-правового регулирования.
7. Перечислите федеральные конституционные законы и федеральные законы, являющиеся источниками административного права.

регулирующих организацию исполнительной власти, правовое положение ее органов, их отношения с частными лицами.
В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности. Вначале на европейском континенте (XIX в.), а позднее в Англии и США (XX в.) возникает комплекс правовых норм,

Этим заняты местные службы. Главная функция министерских советников — оказывать помощь министру в разработке политики и контроля за ее проведением. Представителями государства в департаментах являются префекты (Московский вариант — формальная копия французского). Они информируют правительство о состоянии дел на местах, руководят полицией и местными службами. Префект издает нормативные и индивидуальные акты администрации в городах. Функции за пределами столицы осуществляют местные службы различных министерств.

Особенностью управленческой деятельности во Франции является наличие особых административных судов, разрешающей споры государственной администрации с другими субъектами права. Объектом административно-правового регулирования является деятельность учреждений и их должностных лиц,

06 мая              1057      

Правовой ресурс RP LAWYER. РУ