Рао радио права на воспроизведение ставки авторского вознаграждения

Национальная Федерация Музыкальной Индустрии (НФМИ) – объединение ведущих компаний-правообладателей, распространяющих музыкальный контент на территории России, государственной аккредитации не имеет. В настоящее время членами Федерации являются: Sony Music, Universal Music, Warner Music и другие;

Российское авторское общество (РАО) – аккредитованная организация по управлению исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю и по осуществлению прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении (пп. 1, 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), 15 августа 2013 года получило продление государственной аккредитации на 10 лет;

Товарищам написали, что просим расторгнуть догвор, но они ответили: «из полученного уведомления не следует, что использование фонограмм Вами прекращается. Возможность использования фонограмм без выплаты вознаграждения определяется либо использванием в соответствии со ст 1306 ГК РФ, либо наличием прямого договора с правообладателем. Приостановление договора по указанным обстоятельствам не предусмотрено»

Но. В феврале 2017 нам пришло письмо-требование выплатить вознаграждение+пени (выплачено), но самое главное — штраф за непредоставление отчета об использовании фонограмм (должен по договору предоставляться ежемесячно) — в 7 раза больше самого вознаграждения. данный штраф считается 100 р. за каждый день просрочки представления отчета. Читал решение суда, где данный штраф пользователю фонограмм присудили, но в том случае не предоставли доказательств закрытия ресторана, а в нашем случае — это увольнение поваров+сокращение фонда оплаты труда (есть приказы и отчетность во внебюджетные фонды).

  • от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
  • числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
  • числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
  • площади заведений.

Но можно выбрать другой вариант, который не исключает РАО и ВОИС полностью из схемы организации музыкального оформления, но упрощает взаимодействие с ними для бизнеса. Мы говорим о заключении договора с компаниями, профессионально занимающимися проектированием фоновой музыки для общественных заведений. FONMIX организует музыкальное оформление бизнеса по всей России и не только; мы работаем с любыми компаниями, создаем плейлисты и не только для гостиничной, развлекательной и бьюти-индустрий, ритейла, деловых и офисных пространств, работаем на крупных мероприятиях любой направленности.

Включил музыку; получил штраф: как платят за авторские права

  • Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении убытков или выплате компенсации за нарушение авторских и смежных прав (ст. 1301, 1311 ГК РФ). Компания заплатит от 10 тыс. до 5 млн руб. или возместит двукратную стоимость права использования произведения (объекта смежных прав). Размер определяет суд, исходя из стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за правомерное использование такого объекта. При неоднократном или грубом нарушении суд вправе принять решение о ликвидации компании по требованию прокурора (ст. 1253 ГК РФ).
  • Административная ответственность за незаконное использование произведений или фонограмм установлена частью 1 статьи 7.12 КоАП РФ. Штраф для директора – от 10 до 20 тыс. руб., для компании – от 30 до 40 тыс. руб. Экземпляры произведений и фонограмм, а также материалы, оборудование и иные средства, используемые для воспроизведения, конфискуют.
  • Размер уголовного наказания зависит от стоимости прав на использование произведений. Если стоимость авторских прав составляет от 100 тысяч до 1 млн рублей – то выплачивается штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода директора за период до 18 месяцев, обязательные работы до 480 часов, принудительные работы и лишение свободы до 2 лет (п. 2 ст. 146 УК РФ). Если стоимость прав – от 1 млн руб, то уголовка обернется принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 6 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода директора за период от 3 лет (п. 3 ст. 146 УК РФ).

Однако впоследствии суд филармонии всё же выиграли. Верховный суд признал незаконным постановление правительства РФ о ставках вознаграждения в части, обязывающей российские филармонии перечислять в Российское авторское общество (РАО) плату за исполнение музыки Амадея Моцарта, Иоганна Себастьяна Баха и других мировых классиков, сообщили агентству РАПСИ в суде.

Фоновая музыка в магазинах

Важно понимать, что включенный в торговом зале радиоприемник, телевизор или иное техническое средство (в том числе в качестве демонстрационного товара), с помощью которого используются произведения, iTunes на iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки, законодательство расценивает как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских и смежных прав.

Еще почитать --->  На Что Идет Оплата За Детский Сад

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

Предприниматель может обратиться напрямую в представительства РАО и ВОИС в своём регионе. Представитель просчитает ставки ежемесячной оплаты и подготовит договор. Оплату рассчитывают индивидуально — она зависит от количества посадочных мест в заведении или его площади. Скачать образец договора, узнать ставки оплаты и адреса региональных отделений можно на официальных сайтах РАО и ВОИС.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Коснется повышение ставок не только трансляции самих песен и пьес, но и использования их фрагментов в заставках, рекламе, лотереях и розыгрышах, в качестве бэк-фона. РАО, ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) и Российская академия радио 14 декабря пересмотрели в сторону увеличения ставки отчислений авторам и другим правообладателям за использование в радиоэфире музыкальных фонограмм.

Из всех собранных сумм 3% авторских отчислений будет поступать в РАО от доходов вещателя; до 2% вырастут ставки отчислений изготовителям фонограмм и исполнителям музыкальных произведений. Конкретно введение повышенных ставок начнется со второго квартала нового 2012 года и постепенно ставки поднимутся до заявленного уровня к 2015 году.

Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС. Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм. Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Авторское вознаграждение

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

  • ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы (приложение 1);
  • ставки авторского вознаграждения (в %) за воспроизведение произведений в звуковой (механической) записи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат (приложение 2);
  • ставки авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства в процентах от отпускной цены каждого экземпляра изделия;

Авторское право: обойдемся без посредников

3. С 1 октября 2014 года введено понятие открытой лицензии. Пользователь соглашается с условиями открытой лицензии в обмен на возможность использования объектов авторского права. Например, ряд сайтов представляли авторам возможность размещения своих произведений за определенную плату (возможность продвижения, рекламы). Пользователи же получали бесплатный доступ к таким произведениям, возможность их публичного воспроизведения. Сейчас такие правоотношения окончательно урегулированы, открытая лицензия позволяет не делать отчисления аккредитованным организациям. Но обращаю ваше внимание на условия открытых лицензий, они могут существенно отличаться.

Активная жизненная позиция (требование о выплатах в пользу аккредитованных организаций только за публично исполненные произведения и в пользу их правообладателей, публикация открытых реестров произведений, перешедших в общественное достояние).

Компенсация 228 000 рублей за проигрывание двух песен в баре: договоров с РАО и ВОИС недостаточно

Как было установлено позднее, владелец бара проиграл фонограммы не с компакт-диска, жесткого диска или из радиоэфира, а посредством специального программного обеспечения (приложения) «Gusli», установленного на некий гаджет, который был подключен к колонкам. Тем не менее, с какого бы аудиоисточника треки ни проигрывались, данные действия владельца бара представляют собой публичное исполнение произведений и фонограмм, осуществляемое с помощью технических средств.

Еще почитать --->  Основание платежа гос пошлина по делам рассматриваемым

СИП, воспроизведя довод ответчика о наличии договоров с РАО и ВОИС, данный довод отвергает, ограничиваясь ссылкой на абз. 2 п. 36 ПП ВС №10. В данном абзаце Пленум просто констатировал, что в случаях, предусмотренных законом, право на вознаграждение сохраняется за автором даже при отсутствии у него исключительного права, а также сохраняется за обладателем исключительного права, если данное право законом ограничено (так называемое платное свободное использование).

Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе
1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6 — 8.1 пункта 2 статьи 1270);
2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263);2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.
Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Я являюсь генеральным директором и единственным учредителем интернет радиостанции. С 2012 года у нас был заключен лицензионный договор с Российским авторским обществом. По условиями которого я платим им 2% от поступлений на расчетный счет. Осенью 2018 года РАО направили мне письмо о расторжении договора и предложением заключить новый договор. Совсем на других условиях. В новом договоре они хотят не просто 2% от дохода, а хотят чтобы я платил минимальный платеж в квартал вне зависимости от дохода. Коммерческое интернет радио для России — продукт достаточно новый. И рекламные доходы не очень большие, а бывает их вообще нет (что чаще). А данная организация просто вымогает деньги вне зависимости от длхода. Переговоры с ними привели лишь к незначительному снижению минимального платежа на первый год «сотрудничества». Сначала 12 000 дальше 13 000 потом 25 000 и далее стандартная ставка 50 000. Все доводы и выписки а также письма о том, что доход юрлица нестабилен да и физически не покроет таких расходов привели лишь к тому что сотрудники начали угрожать судом и т.п. Ну и пени за неуплату у нас тоже большие, рассказала мне сотрудница, да и из договора это видно. Я тоже в стороне не остался и пригрозил им обращением в Федеральную антимонопольную службу. Не сыграло также большой роли что я являюсь единственным учредителем и я инвалид второй группы.

РАО: старые вопросы, новые ответы

РАО уже много лет приходит и к каналам, и к операторам с требованием заключить с ним (РАО) контракт и платить им деньги. Насколько законно это требование? Если да, каким образом должно определяться вознаграждение авторскому обществу со стороны телеканалов и операторов? Интересно также, каким образом этот вопрос регулируется в других странах.

По правилам Гражданского Кодекса РАО, действительно, вправе требовать заключения лицензионных договоров от лиц, которые используют в своей деятельности музыкальные произведения, (в случае, когда такие лица не заключили лицензионные договоры напрямую с правообладателями) или договоров о выплате вознаграждения. Но авторы не обязаны уведомлять РАО о заключении договоров напрямую с пользователями. Поэтому на практике соответствующим пользователям приходится информировать РАО о договорных отношениях напрямую с автором в том случае, если РАО обращается к пользователю с требованием о выплате вознаграждения.

Получается не всегда. В 2013 году из «ВКонтакте», например, вдруг исчезла часть зарубежной музыки — пожаловались правообладатели Universal Music, Warner Music и Sony Music. Тогда в соцсетях поднялся бунт меломанов — не беспощадный, но точно бессмысленный. Аудиозаписи были удалены «по просьбе правообладателя», но заново залить в соцсеть чью–то интеллектуальную собственность никто не помешал. Так музыкальное кладбище начало оживать и процветает по сей день.

«На сегодня правовой статус и полномочия РАО в отношениях, связанных с реализацией, защитой прав и использованием произведений авторов, можно назвать особенными, что объясняется наличием государственной аккредитации в нескольких сферах коллективного управления», — заявляет старший юрист юридического бюро «Падва и Эпштейн» Евгений Богелюс.

Среда: РАО и радиобизнес 2

Как решить существующие проблемы?
Над этим нужно думать и предлагать к рассмотрению варианты. Но беда в том, что нас не спрашивают. Более того, они не хотят нас слышать, потому что наше мнение идет в разрез с тем, что РАО пытается нам навязать. Оно хочет заработать на этом много денег, а какими средствами — это его не интересует.
Очень важный вопрос касается взаимоотношений сетевых и региональных станций, а так же всевозможных отраслевых организаций с РАО. В регионах местные станции, по сути, занимаются ретрансляцией сигнала. Однажды некая «Российская ассоциация независимых радиовещателей» в лице господина Анисенко просто отдала региональных вещателей на растерзание РАО: без нашего участия, за нас решив, как местные ретрансляторы должны платить. Договором с этой «организацией» РАО по сей день и прикрывается, когда пытается взимать деньги с местных вещателей сетевого продукта. Но за него ведь уже раз заплатили. Владельцем и формирователем программы является сетевая станция. Мы у нее покупаем продукт, который ретранслируется в основной массе без купюр, и регионы не влияют на содержание продукта, даже отчетов составить не могут потому, что не знают текущего плей-листа продукта. Да, если есть собственные врезки — за это я готов платить. Но почему я должен платить за ретрансляцию? Так ведь не далеко и до абсурда, когда, например, «Радио России» будет заключать отдельное лицензионное соглашение с РАО о ретрансляции своего сигнала в какой-нибудь деревне Козявкино.
Меня всегда удивляет, когда какие-то люди, назвавшиеся представителями наших интересов, являются вершителями наших судеб, и — без нас — нас регулярно женят, пользуясь тем, что у регионов нет реального представительства в Москве. Хочется, чтобы наш голос был услышан. У меня есть ощущение, что ни НАТ, ни «Медиасоюз» просто не знают, насколько остра ситуация, и в силу занятости своими глобальными проблемами остаются в неведении проблем регионов. И не нужно считать, что все то, о чем говорят региональные станции, — это уловки, чтобы улизнуть от уплаты авторских. Мы сознаем ответственность перед авторами и исполнителями, мы используем их труд, и мы должны сделать цивилизованными наши отношения, но и РАО пусть цивилизуется.
Кстати, к вопросу о проекте нового закона об авторских и смежных правах, где закреплено положение об организации, имеющей монопольное право взимания авторских отчислений. Подозреваю, что данный проект делается специально под РАО. На сто процентов согласен с коллегой Мосоловым: в случае если будет принят закон в том виде, который лоббирует РАО, оно сможет обанкротить любую станцию. Это очень опасная ситуация для отрасли в целом. Можно, конечно, пытаться заработать на всю оставшуюся жизнь, пустив всех дойных коров на мясо. Но как показывает практика, деньги имеют свойство быстро заканчиваться.

Еще почитать --->  Сколько дают степендию многодетной семью без отца

Юрий АЛХИМОВ — юрист, специалист по проблемам СМИ: Письмо В.Мосолова я считаю знаковым. Я уже много лет занимаюсь проблемами авторского и смежного права в России и могу сказать: история, описанная коллегой, — это не исключение, а, скорее, правило. И она наглядно демонстрирует всю сложность и двойственность проблемы.
Для начала необходимо констатировать, что РАО — это реальность, которая легитимна.
В 1993 году был принят Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», который, по мнению разных экспертов и аналитиков, был признан прогрессивным и не противоречащим многим международным нормам. Этот закон позволил нам (России) в 95-м году присоединиться к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Чуть позже был издан Указ президента, который в принципе и подтвердил легитимность РАО как организации по коллективному управлению авторскими правами и ее правопреемство ранее существовавшим в стране организациям: РАО имеет имущественную, техническую и интеллектуальную базу, которая досталась ей в наследство от СССР. Эта организация реально создалась и заявила о себе.
Далее в 1994 г. вышло Постановление правительства о минимальных ставках авторского вознаграждения. Это постановление, а также внутренние документы РАО закрепляли принцип формирования договорных отношений между авторами и правообладателями, РАО как организацией, управляющей правами авторов на коллективной основе, и пользователем, начиная с электронных СМИ и заканчивая барами, ресторанами, дискотеками (в этом постановлении была попытка очертить этот круг пользователей по максимуму).
Также Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» ввел норму, согласно которой существование данных организаций не подпадает под действие антимонопольного законодательства, но наряду с этим и не ограничил возможности наличия нескольких подобных организаций. Это императивная норма закона, которую нельзя отменить иначе, как вновь принятыми изменениями в этом законе либо иным законом.
В итоге РАО является общественной некоммерческой организацией, основанной на членстве, в Уставе которой четко прописано, что государство не отвечает по обязательствам этой организации, а организация не отвечает по обязательствам государства. Таким образом, можно говорить о некой независимости РАО от государства. Можно говорить даже о том, что, по сути, в РФ имеется министерство по авторским правам: для конечного пользователя РАО является тем ведомством, которое определяет судьбу применения и управления авторскими правами в РФ. Туда идут за разъяснениями, туда пользователи выплачивают денежные средства, там право обладатели получают вознаграждение. Все крутится вокруг РАО, т.е., по сути, мы имеем в стране некое ведомство по авторским правам.
Это юридическая база существования РАО.
Теперь казуистическая. В истории с РАО есть две стороны медали.