При увольнении с государственной гражданской службы связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры ликвидацией государственного органа либо сокращении должности гражданской службы гражданского служащего оплачивается компенсация

Учитывая, что общая численность государственных гражданских служащих системы Росприроднадзора в результате реорганизации не изменилась, расходы на Компенсацию следует отразить по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда».

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н (подпункт 49.1.), расходы на выплату компенсаций государственным гражданским служащим в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы (далее — Компенсация) в связи с:

Выплата дополнительной компенсации при расторжении служебного контракта до истечения двух месяцев Законом N 79-ФЗ не предусмотрена, поэтому в данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 180 ТК РФ, согласно которой в случае увольнения в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников до истечения двухмесячного периода предупреждения работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, который исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Разъяснения по этому поводу также представлены в Письме ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона N 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения таких должностей.

Согласно ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, предоставляется преимущественное право на замещение должности гражданской службы.

В заключение остается отметить, что поскольку законодательством установлены конкретные сроки уведомления служащих о сокращении или упразднении госоргана, представителю нанимателя следует в них уложиться. И так как с периодом завершения реорганизации можно ошибиться, в уведомлении о сокращении рекомендуют не указывать конкретную дату предстоящего увольнения, а написать, например: «Служебный контракт будет расторгнут в день прекращения деятельности организации в связи с ее реорганизацией в форме присоединения (слияния), но не ранее чем через два месяца с момента настоящего предупреждения».

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).

При увольнении по данному основанию гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца. Оно состоит из двух составляющих: 1) оклада денежного содержания; 2) дополнительных выплат. Оклад денежного содержания включает в себя должностной оклад плюс оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.07 N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих (далее — Правила). Правила, в частности, определяют порядок исчислении денежного содержания при увольнении с федеральной государственной службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной службы.

1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
2. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
3. При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
4. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
5. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
6. В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
7. Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
8. Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Комментарий к статье 31
1. Комментируемая статья фактически устанавливает правила расторжения служебного контракта с гражданским служащим в связи с ликвидацией органа государственной власти или сокращением должности государственной гражданской службы. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, согласно данной статье эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. В этой связи законодатель не включил соответствующие нормы в гл. 6 Закона, которая закрепляет основания расторжения служебного контракта. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.
2. Процедура реорганизации государственного органа может включать в себя слияние с другим государственным органом; разделение на два или несколько самостоятельных органов; выделение из одного государственного органа отдельных структур либо преобразование государственного органа, т.е. изменение его правового статуса, функций и т.п. Сама по себе реорганизация государственного органа не влечет расторжение служебного контракта с гражданскими служащими. При реорганизации государственного органа или изменении его структуры служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены только в случае сокращения должностей гражданской службы. При этом должны соблюдаться рассмотренные выше правила расторжения служебного контракта в связи с сокращением замещаемой должности.
3. В отличие от реорганизации ликвидация органа государственной власти предполагает прекращение его полномочий без перехода принадлежащих ему прав и обязанностей в порядке правопреемства. В данном случае служебный контракт с гражданским служащим расторгается. Однако ему может быть предложена иная должность государственной гражданской службы в другом органе государственной власти либо возможность переподготовки или повышения квалификации.
Необходимо, однако, отметить, что комментируемый Закон прямо не закрепляет обязанность представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему сокращаемую должность, иную должность гражданской службы. Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы.
Помимо иной должности государственной гражданской службы, гражданскому служащему при сокращении замещаемой им должности может быть предложена возможность направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации служебный контракт с ним прекращается по п. 6 ч. 1 ст. 33 данного Закона (см. комментарий к ст. 33).
5. Действующим законодательством установлен специальный порядок расторжения трудового соглашения в связи с сокращением штата. Прежде всего, при принятии решения о расторжении служебного контракта в связи с сокращением соответствующей должности представитель нанимателя в письменной форме должен сообщить об этом выборному профсоюзному органу гражданских служащих данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения (см. комментарий к ст. 38). Гражданские служащие, замещающие сокращаемые должности, также должны быть предупреждены об этом представителем нанимателя не позднее чем за два месяца до сокращения. Такое предупреждение должно осуществляться в письменной форме.
6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность проведения внеочередной аттестации в случае сокращения должностей гражданской службы (законодатель в ст. 48 данного Закона не упоминает случай ликвидации государственного органа). Такая аттестация проводится по решению представителя нанимателя в течение указанного выше двухмесячного срока предупреждения. Следует отметить, что проведение внеочередной аттестации при сокращении должностей гражданской службы является правом, но не обязанностью представителя нанимателя.
7. Комментируемый Закон предоставляет преимущественное право на замещение должности гражданской службы гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. При равном уровне квалификации, профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы, а также одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности применению подлежат правила, установленные ст. 179 ТК РФ.
Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные категории лиц, обладающие преимущественным (при прочих равных условиях) правом на оставление на работе (службе) при сокращении штата. Например, таким правом согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 18 июня 1992 г. (с послед. изм.) обладают граждане, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно нормам трудового законодательства не допускается увольнение беременных женщин в связи с сокращением штата. Как нам представляется, это правило должно применяться и в отношении беременных женщин — гражданских служащих.
8. Часть 8 комментируемой статьи позволяет представителю нанимателя с согласия соответствующего гражданского служащего расторгнуть с ним служебный контракт и без предупреждения об освобождении от замещаемой должности. Однако такое согласие гражданского служащего также должно быть выражено в письменной форме. Нужно отметить, что ст. 180 ТК РФ, закрепляющая аналогичное правило, предусматривает в этом случае выплату работнику дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
9. В случае прекращения служебного контракта в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (см. комментарий к ст. 50). Вместе с тем по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда, в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. В этом случае, очевидно, размер указанной компенсации должен определяться в порядке, установленном трудовым законодательством, т.е. исходя из среднего месячного заработка, исчисленного за последние 12 месяцев. Выходное пособие, предусмотренное трудовым законодательством при увольнении, по этим основаниям не выплачивается. Однако согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата помимо выплаты выходного пособия (в размере среднего месячного заработка) за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, в случае, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен, средний заработок сохраняется за ним в течение третьего месяца со дня увольнения по решению соответствующего органа занятости. Указанные выплаты не являются выходным пособием и по смыслу комментируемой нормы должны производиться и в отношении гражданских служащих при увольнении по соответствующим основаниям.

Еще почитать --->  Ст 144 ч 1 коап рсфср

Какие гарантии предоставляются гражданским служащим при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 указано, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации государственного органа, сокращении его штата либо численности, ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии — хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.

В случае принятия решения о сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя обязан за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим. В течение этого срока представитель нанимателя вправе провести в государственном органе внеочередную аттестацию гражданских служащих. Она проводится в целях выявления гражданских служащих, имеющих более высокие квалификацию и результаты профессиональной служебной деятельности. Выводы внеочередной аттестации учитываются при определении гражданских служащих, имеющих преимущественное право на замещение должности гражданской службы в связи с сокращением замещаемых ими должностей.

Сокращение служащих при реорганизации государственного органа

Передача части функций от существующих государственных органов вновь образуемым органам государственной власти. Например, созданной Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ были переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства РФ.

Обратите внимание: Расходы, связанные с проведением собеседования (на проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Государственный гражданский служащий представляет в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых государственным гражданским служащим выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или отказывается от предложенных кадровой службой вакантных должностей государственной гражданской службы.

Еще почитать --->  Пришла награда как получить деньги

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с государственным гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее 3 дней со дня его проведения в письменном виде с использованием средств связи в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит его до сведения государственного гражданского служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. По смыслу данной нормы, не являются гарантиями депутатской деятельности льготы и преимущества, установленные лицам, утратившим статус депутатов органов государственной власти субъекта.

В силу ст. 25 Устава Пермского края председатель Законодательного Собрания, его первый заместитель и заместитель, депутаты, работающие на постоянной профессиональной основе, являются лицами, замещающими государственные должности Пермского края. Социальные льготы для лиц, замещающих государственные должности, устанавливаются законом Пермского края в соответствии с федеральным законодательством.

Выплаты при сокращении госслужащего в 2020 году

В течение двухмесячного срока начальство, сообщившее госслужащему о сокращении, обязано предлагать ему другие имеющиеся в ведомстве должности, с учетом его опыта и квалификации. Или же — вакансии в других ведомствах. То, в каком порядке предлагаются соответствующие вакантные должности, регулируется указанным выше постановлением Правительства № 822. Применяется особый порядок проведения аттестации и конкурсов на замещение должностей.

В случаях, не предусмотренных Законом № 79-ФЗ, формально должен применяться ТК РФ. Но в вопросе начисления выплат госслужащим при сокращении штатов в этом необходимости нет: указанный федеральный закон в полной мере регулирует такие выплаты. Отметим, что во многом их начисление осуществляется по принципам, схожим с теми, что отражены в статьях 178, 180 и иных статьях ТК РФ, которые регулируют выплаты при сокращении штатов в обычных организациях.