Рассмотрение кдн и зп постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на несовершеннолетнего

КС пояснил порядок повторных отказов в возбуждении уголовного дела по одному сообщению о преступлении

В июле 2018 г. Лефортовский районный суд столицы отказался признавать незаконным очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на отмену спорного решения прокуратурой, но признал незаконным бездействие должностных лиц ОВД при рассмотрении соответствующего заявления о преступлении, которое длилось более трех с половиной лет. В связи с этим суд обязал руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. Тем не менее осенью 2018 г. следователь в очередной раз отказался возбуждать уголовное дело, а его постановления были опять отменены прокурором как незаконные и необоснованные. В итоге уголовное дело возбуждено лишь 10 декабря 2018 г.

«Не вдаваясь в оценку определения КС, отмечу, что даже при таком негативном правотворчестве орган конституционного правосудия создал базу для более эффективного обжалования шаблонных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, когда заявитель попадает в “карусель” одинаковых процессуальных решений, не получая адекватного ответа и оценки доводов своего заявления о совершении преступления. Мотивы рассматриваемого определения – закономерный виток развития вопроса оценки разумности сроков в уголовном судопроизводстве», – пояснил эксперт.

Рассмотрение кдн и зп постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на несовершеннолетнего

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Можно ли за совершение административного правонарушения лицом в возрасте от 16 до 18 лет применить к нему не меры административного воздействия предусмотренные КоАП РФ, а меры общественного воздействия предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Рассмотрение кдн и зп постановления об отказе в возбуждении уголовного дела на несовершеннолетнего

3. Признать утратившим силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г. N 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» 1 .

75. Председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя (начальника) территориального органа МВД России. Включение в состав комиссии начальника штаба (при наличии штатной должности), сотрудника информационного центра (при наличии штатной должности) или отдела (отделения, группы) информационного обеспечения (при наличии штатной должности), а также представителей органов предварительного следствия и дознания обязательно.

Отказ в возбуждении уголовного дела

Нужно отметить, что обжалование отказа в возбуждении уголовного дела – это многоэтапная процедура, но если действовать правильно, вы сможете добиться своего, все зависит от вашего желания и упорства, а также от профессионализма юриста. Первый шаг – необходимо получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Хорошо изучите основные моменты официального постановления, включая область, в которой приводятся основания для вынесения отказа. Наши адвокаты часто прибегают к такой процедуре, как адвокатское расследование в уголовном процессе, чтобы найти действительно стоящие внимания основания для отмены отказного постановления по делу.

АДВОКАТ СОВЕТУЕТ: последнее, к сожалению, либо совсем не проводится, либо проводится не выходя из кабинета, путем составления оперуполномоченным рапорта, в котором указано, что лица не установлены, документы и предметы не обнаружены, хотя были приняты все меры для их установления. Для исключения подобного следует запрашивать розыскное дело. Это исчерпывающий перечень оснований для продления сроков доследственной проверки до 30 суток. В случае, если должностным лицом указывается иная причина продления до 30 суток, это прямое основание для отмены такого процессуального решения. При ознакомлении с материалами проверки необходимо обращать на основание продления сроков особое внимание.

По смыслу статей 24, 140-145 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления принимается в том случае, когда в результате рассмотрения сообщения о преступлении должностное лицо придет к выводу, что указанное в заявление событие не происходило. При этом такой вывод должен быть подтвержден проведенными в полном объеме материалами проверки.

23 марта 2015 г. участковый уполномоченный полиции ОП №1 УМВД России по г. Калуги -звание ФИО-, рассмотрев материал проверки, зарегистрированный в КУСП за №132 от 14.03.2015г., по моему заявлению о хищении сотового телефона вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.

Комментарии к статье о причинах отказа в возбуждении уголовного дела

  1. Рассмотрит сначала заявление-требование (жалобу).
  2. Затем изучит прилагающиеся к нему документы.
  3. Сопоставит все детали дела с деталями, описанными в заявке, где излагалась просьба начать уголовное расследование.
  4. Примет решение и издаст новое постановление.

Обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела выступает одним из средств защиты интересов участников процесса проверочных мероприятий, на основании поступившего в органы дознания и следствия сообщения о преступлении. При этом чаще всего данный метод используется потерпевшими от преступников лицами.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушители (ЦВИНП) органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние. ЭТО делается в тех в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также если их личность не установлена либо они не имеют места жительства места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.

Еще почитать --->  Проезд бесплатный по соцкарте москвича в тульской области

Суд рассматривает ходатайство и дело в порядке, предусмотренном ч. 4, 5, 7, 8 и 10 ст. 108 УПК, за исключением правил, устанавливающих процессуальные сроки. При этом он вправе прекратить дело и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительные меры воспитательного воздействия. Причем суд в постановлении о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия вправе возложить на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия.

Более детально порядок направления документов в комиссию определяет п. 91.1 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, утв. Приказом МВД от 15 октября 2013 г. N 845. Он предписывает сотрудникам ПДН ОВД, осуществляющим производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ, направлять в КДН копию постановления о прекращении уголовного дела или материалы об отказе в его возбуждении в отношении несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, для рассмотрения возможности применения к данным несовершеннолетним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в СУВУЗТ.
Субъектами принятия процессуального решения о прекращении уголовного дела и об отказе в возбуждении уголовного дела выступают следователь, дознаватель, орган дознания, руководитель следственного органа. В случаях, предусмотренных ст. ст. 25 и 25.1 УПК, прекращение уголовного преследования осуществляется судом.
Указанные субъекты уголовно-процессуальной деятельности или прокурор обязаны незамедлительно передать оригиналы или копии материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в его возбуждении в КДН.
Однако нормативно период времени такой незамедлительной передачи не установлен, что вызывает неоднозначность его толкования правоприменителем. Поэтому полагаем, что передача прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в его возбуждении должна происходить не позже дня, следующего за днем вынесения постановления о прекращении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Целью передачи материалов о прекращении уголовного преследования служит необходимость рассмотрения КДН вопроса о возможности применения к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия или возбуждения перед судом ходатайства о помещении этих несовершеннолетних в СУВУЗТ в соответствии с ФЗ «Об образовании», для чего законодателем устанавливается 10-дневный срок, исчисляемый со дня получения материалов, указанных в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.
В то же время следует признать, что прежде всего такой целью является не решение вышеуказанных вопросов, а предупреждение совершения несовершеннолетними новых преступлений.
Рассматривая поступившие материалы, КДН может принять одно из следующих решений:
1) отказать в применении мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему и в заявлении ходатайства перед судом о помещении ребенка в СУВУЗТ.
Такое решение может быть принято, если установлено, что преступление несовершеннолетний совершил в силу случайного стечения обстоятельств, что он раскаивается в содеянном, исправился, законные представители ребенка надлежаще осуществляют свои функции по воспитанию и содержанию ребенка;
2) принять решение о необходимости помещения несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в СУВУЗТ;
3) отказать в применении помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ и применить меры воспитательного воздействия к нему.
В случае принятия комиссией решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ соответствующее постановление комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в орган внутренних дел и прокурору.
В своих постановлениях о ходатайстве перед судом о направлении в спецшколу закрытого типа комиссии часто указывают срок содержания подростков, что не входит в их функции.
Пример: КДН района Теплый Стан рассматривала вопрос о помещении в СУВУЗТ несовершеннолетнего Р. Как отмечено в постановлении, в комиссию поступило заявление от его матери с просьбой об этом. Комиссия постановила ходатайствовать перед судом о направлении Р. в СУВУЗТ сроком на 2 года, что является нарушением п. 1 ст. 26 комментируемого Закона, устанавливающего, что материалы в комиссию передаются лишь органом внутренних дел или прокурором (см. постановление КДН района Теплый Стан г. Москвы от 4 апреля 2006 г.) .
———————————
См.: Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году: приложение к Постановлению Московской городской Думы от 18 апреля 2007 г. N 62.

1. Глава III комментируемого Закона устанавливает процессуальные основы производства в отношении несовершеннолетних, которые не подлежат уголовной ответственности, в целях разрешения вопроса о возможности их помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ).
Правовая природа гл. III комментируемого Закона имеет внешнее сходство с применением принудительных мер воспитательного воздействия в порядке, предусмотренном ст. ст. 90, 92 УК, ст. ст. 427, 431, 432 УПК, а также процедурой рассмотрения вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и вопросов оперативного контроля за действиями (бездействием) и решениями дознавателя, следователя и прокурора в порядке ст. 125 УПК.
Вместе с тем следует иметь в виду, что комментируемый Закон не является частью уголовного или уголовно-процессуального (ст. 1 УК, ст. 1 УПК) законодательства России. С учетом этого совершивший общественно опасное деяние несовершеннолетний, в отношении которого решается вопрос о помещении в СУВУЗТ, не является субъектом уголовно-процессуальных отношений.
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет процедуру принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения (КДН) ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в СУВУЗТ.
Процессуальным основанием принятия КДН данного решения выступают материалы прекращенного уголовного дела или материалы об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, указанных в подп. 1 и 2 п. 4 ст. 15 комментируемого Закона.
Пример: Постановлением инспектора ПДН ОВД по Малопургинскому району от 25 декабря 2008 г. в отношении несовершеннолетнего В. отказано в возбуждении уголовного дела по ст. 116 УК по факту нанесения телесного повреждения Г. в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Согласно материалам 16 декабря 2008 г. на уроке технологии в ходе конфликта на личной почве В. нанес однокласснику Г. удар резаком, причинив телесное повреждение в виде колото-резаной раны левого плеча, которое вреда здоровью Г. не причинило.
Суд первой инстанции направил В. для помещения в СУВУЗТ сроком на 3 года.
Это решение было отменено, и дело направлено на пересмотр. Из материалов усматривается, что В. воспитывается в семье опекуна М. с 25 июля 2008 г., М. выплатила потерпевшему 700 рублей. Нанесение В. телесных повреждений несовершеннолетнему Г. совершено в ходе обоюдного конфликта по личным мотивам. При этом вреда здоровью причинено не было. Исследованные судом материалы не характеризуют В. как личность, не имеющую надлежащих условий для проживания и обучения, не поддающуюся воспитательному воздействию со стороны опекуна, склонную к общественно опасному поведению и требующую в целях профилактики ее изоляции от общества.
При пересмотре суду было поручено проверить обстоятельства для оставления В. в семье опекуна (см. Постановление Верховного суда Удмуртской Республики от 24 марта 2009 г. по делу N 22-647).
Частью 3 ст. 27 УПК установлено, что уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если:
1) на момент совершения уголовно-наказуемого деяния лицо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершенное правонарушение;
2) несовершеннолетний, хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения уголовно-наказуемого деяния. Факт отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в обязательном порядке должен быть подтвержден заключением психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего, проведенной в соответствии с требованиями ст. ст. 196, 421 УПК.
В указанных случаях выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования по п. 2 ст. 24 УПК (за отсутствием в деянии состава преступления), которым прекращается существование уголовно-процессуальных отношений, в том числе проведение предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела.
В правоприменительной практике встречаются случаи, когда выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, тогда как в действиях подростка отсутствуют признаки состава преступления, не связанные с недостижением возраста уголовной ответственности или психическим развитием. В этом случае оснований для направления несовершеннолетних в СУВУЗТ не имеется.
Пример: судья Балтийского районного суда в постановлении об отказе в помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ в отношении Г. указал, что в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по факту совершения кражи не указаны фамилия несовершеннолетнего, конкретная норма уголовного закона, по которому оно вынесено, отсутствуют доказательства причастности несовершеннолетнего к совершению указанных действий (см. постановление Балтийского районного суда Калининградской области от 4 октября 2006 г.).
Поскольку материалы прекращенного уголовного дела и материалы об отказе в возбуждении уголовного дела после окончания уголовно-процессуальной деятельности передаются в архив органа, который вел производство по делу, то законодатель дозволяет направлять в КДН копии таких материалов, которые должны быть заверены в установленном порядке. Требования к заверению материалов установлены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 .
———————————
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст.

Еще почитать --->  Онлай планировщик для завхоза

Памятка для родителей на КДН

Однако эта информация охватывает далеко не весь комплекс правовых знаний, необходимых для защиты собственных прав и прав своих детей в более серьезных ситуациях, которые, увы, могут возникнуть в жизни практически любой семьи. Я настоятельно рекомендую каждой семье найти квалифицированного адвоката или юриста, являющегося профессионалом в защите прав семьи и родителей (к сожалению, опытных юристов, специализирующихся в этой области, не так много), и договориться с ним о возможности экстренного обращения за правовой помощью в случае необходимости.

Семья может быть признана находящейся в социально опасном положении и попасть под пристальный контроль государства: «семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними» (ст. 1 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). В частности, такая семья может быть взята «на заметку» в полиции (в подразделении по делам несовершеннолетних) и с ней будут вести «индивидуальную профилактическую работу» (Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (утверждена Приказом МВД РФ от 15.10.2013 N 845, пп. 2.1.2, 33.3.2).

Cемью вызывают в КДН

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. 2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Рассматривая дело об административном правонарушении, КДН и ЗП не выясняла степень моей виновности в административном правонарушении. Поскольку не было конкретизировано, какие именно мои действия или бездействие могли являться событием административного правонарушения, не было выяснено также и то, могла ли или должна ли была я предвидеть наступление их вредных последствий (ст. 2.2 КоАП) РФ.

Еще почитать --->  Можно Ли Изменить Заемщика По Ипотеке

При продолжении рассмотрения дела об АП (после подпункта 6) оглашается протокол об АП, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Перечисленные задачи являются критериями законности, принципами оценки качества исполнения административного производства. Они научно обоснованы и нужны немалые усилия многих категорий должностных лиц, чтобы в полном объеме выполнить их при рассмотрении дел об АП.

При этом, руководствуясь результатами проверки сообщения о совершенном преступлении, руководитель следственного отдела, следователь и органы дознания должны принять меры по рассмотрению вопроса о привлечении к ответственности гражданина, заявившего или распространившего неверные сведения, за ложный донос.

  1. Ознакомление с вынесенным постановлением.
  2. Написание заявления на ознакомление с материалами проведенной проверки по сообщению о преступлении.
  3. Ознакомление с материалами.
  4. Написание жалобы на постановление.
  5. Подача жалобы в уполномоченные органы.

Отказ в возбуждении уголовного дела

Специалисты рекомендуют подавать жалобу быстрее, в таком случае, как показывает практика, процесс затягивается реже. Работники государственных органов редко активно расследуют старые дела. Странно и то, что пострадавшие пишут жалобу через несколько лет, а не спешат добиться правосудия сразу.

После того как постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (образец ниже) будет вынесено, его копия в течение 24 часов должна быть направлена прокурору и заявителю. Последнему к тому же следует разъяснить его право на обжалование и его порядок в соответствии со 124-й, 125-й статьями УПК РФ.

Это важно в том плане, что несовершеннолетний по различным причинам может сознаться в совершении преступления, которое на самом деле не совершал, либо в его действиях отсутствует состав какого-либо преступления, как следствие, принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела по указанному нереабилитирующему основанию влечет нарушение его прав. Кроме того, в последующем на несовершеннолетнего и его родителей (или иных законных представителей) может быть возложена обязанность возместить вред, причиненный преступлением.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела за не достижением возраста уголовной ответственности является нереабилитирующим основанием принятия такого решения. Это означает признание того факта, что несовершеннолетний совершил преступление, однако в силу возраста не может нести за него уголовную ответственность. Вместе с тем, при принятии такого решения для несовершеннолетнего наступают негативные последствия в виде постановки на специализированные профилактические учеты в органах полиции и иные органы профилактики преступлений среди несовершеннолетних, с ними проводится профилактическая работа по предупреждению новых преступлений и иных правонарушений.

По смыслу взаимосвязанных положений статей 49 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, а также Уголовного кодекса Российской Федерации, который определяет преступность деяния, его наказуемость, иные уголовно-правовые последствия и нормы которого служат материально-правовой предпосылкой для уголовно-процессуальной деятельности, недостижение возраста, установленного этим Кодексом в качестве одного из общих условий уголовной ответственности (статья 19), и, следовательно, отсутствие в деянии состава преступления, являющегося основанием уголовной ответственности (статья 8), означает и отсутствие необходимости подтверждения невиновности лица в совершении деяния, которая презюмируется, а значит, недопустимость уголовного преследования лица, изначально заведомо не подлежащего уголовной ответственности, доказывания в предусмотренном законом порядке его вины, а потому и невозможность обычного порядка производства по уголовному делу.

Пунктом 2 части первой статьи 24 и частью третьей статьи 27 УПК Российской Федерации предусмотрено положение о том, что уголовное дело в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению ввиду отсутствия в деянии состава преступления. Данное законоположение не порождает негативных уголовно-правовых последствий и не влечет уголовно-процессуальных ограничений, требующих реабилитации, для лица, в отношении которого выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по указанному основанию, а значит, не предполагает и согласия его или его представителя на вынесение такого решения. При этом такое решение во всяком случае должно быть законным, обоснованным и мотивированным (часть четвертая статьи 7 УПК Российской Федерации) и подлежит судебной проверке в установленном законом порядке (статья 125 УПК Российской Федерации).