Проблемы правового регулирование в земельном праве

Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве

Такое определение также не исчерпывает всего перечня ограничений (обременений), существующих в земельном праве. Кроме сервитута (права ограниченного пользования чужой земельной собственностью), который данный Закон относит к обременениям, в число вещных прав, помимо права собственности на землю, действующее законодательство включает право постоянного бессрочного пользования и право пожизненного наследуемого владения. Некоторые ученые делают вывод, исходя из конструкции ст. 216 ГК РФ, о том, что список вещных прав не является исчерпывающим, и выделяют еще одно такое право — право залога . Еще российский ученый-правовед И.А. Покровский писал по этому поводу, что «все права этого рода, очевидно, вместе с тем содержат большее или меньшее ограничение права собственности в интересах другого лица» . Поэтому представляется правильной позиция ряда современных ученых, которые, отмечая ограниченный (по сравнению с собственностью) характер указанных вещных прав, относят их также и к ограничениям права собственности .

Если отдавать приоритет п. 1 ст. 63 Закона об ипотеке, то РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права закладывать принадлежащие им на праве собственности здания и сооружения, т.к. они не имеют право закладывать принадлежащие им на праве собственности земельные участки (части земельных участков), функционально обеспечивающие закладываемые здания и сооружения.

При регулировании отношений по использованию и охране земли Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) разграничивает сферы действия земельного законодательства и законодательства о природных ресурсах, об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха и т. д. В основе определения сфер правового регулирования заложен принцип раздельной законодательной регламентации отношений по поводу использования и охраны соответствующего объекта природы с учетом его экологических взаимосвязей с другими объектами природы. Этот принцип закреплен в соответствующих правовых актах: Законе РФ «О недрах», Водном кодексе РФ, Лесном кодексе, в федеральных законах «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и других специальных законодательных актах. В целом можно отметить, что специальное законодательство применяется в том случае, если отношения по использованию и охране земли не урегулированы земельными нормами общего характера.

Еще почитать --->  Статья 144 ч 3 ук рсфср

Общим элементом правового регулирования земельного и гражданского законодательства являются главным образом вопросы права собственности на землю и иных вещных прав на земельные участки, а также совершения сделок с земельными участками. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта. В ГК РФ имеется специальная гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю». В ряде статей ГК имеются банкетные нормы, определяющие сферу регулирования отношений по поводу земли нормами земельного законодательства. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий вопрос, в других случаях используются термины «законодательство о земле» или «федеральное земельное законодательство». Например, в ст. 129 ГК, посвященной обороноспособности объектов гражданских прав, говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах; п. 1 ст. 268 ГК РФ предусматривает, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В ст. 20 ЗК РФ уточнен субъектные состав лиц, которым могут быть предоставлены земельные участки на этом титуле. Статья 216 ГК закрепила виды вещных прав на земельный участок, а ст. 264, 265, 266 и 269 ГК определили в самом общем виде права лиц, обладающих соответствующими титулами. Однако содержание этих прав на землю и порядок их осуществления гражданским законодательством не урегулированы, поскольку решение этих вопросов ГК РФ отнес к сфере земельного права.

Еще почитать --->  Нужно Ли Платит Пошлину На Получени Гражданства Ребенку

Актуальные проблемы в сфере регулирования права собственности в России

Существуют определенные трудности в трактовке разрозненных правовых норм: нередко возникает «коллизия норм» гражданского, земельного, бюджетного и налогового законодательства. Судья действует, полагаясь на «собственную волю и чувство справедливости», самостоятельно трактует закон на основании прецедентов и схожих дел, опираясь на компетентное мнение Президиума Верховного суда РФ, и выбирает надлежащую по его собственному мнению норму права.

Что касается вопросов регулирования авторского и патентного права, то, пожалуй, в российском законодательстве по этой теме присутствует больше всего вопросов. Традиционное восприятие понятий «вещь» и «имущество» как синонимов плотно укоренилось в умах людей. Проще осознать «выгоды от вещей», которые можно измерить в натуральном выражении (дом, автомобиль, предметы роскоши и т.д.).