Первоочерёдность исполнительных листов
Содержание
Как правильно проводить удержания из зарплаты по исполнительным листам
Итак, дано. Максимальный размер удержания ограничен по ТК РФ. А сами исполнительные документы ранжируются: требования второй очереди удовлетворяются после того, как будут полностью удовлетворены требования первой очереди. Очевидно, что если сумма требований больше лимита, кто-то из кредиторов второй-третьей очереди останется ни с чем.
Зная это, работники хитрят: приносят в бухгалтерию судебный приказ или нотариальное соглашение об уплате алиментов с суммой взысканий минимум 50 % от зарплаты и блокируют удержания в пользу банков и налоговой. Всё удержанное получает супруга сотрудника в качестве алиментов на детей.
Очередность удовлетворения требований в исполнительном производстве
Стандартизированной формы нет, поэтому все платежи по исполнительному листу оформляются по типовой форме. При заполнении платежного поручения необходимо различать налоговую и не налоговую задолженность, а оформление платежа в этом случае будет также различаться. Следует внимательно отнестись к внесению реквизитов организации, поскольку от этого будет зависеть, пройдет ли платеж по назначению.
Помимо Компании, доступ к своим персональным данным имеют сами Субъекты; сотрудники Компании; лица, осуществляющие поддержку служб и сервисов Компании, в необходимом для осуществления такой поддержки объеме; иные лица, права и обязанности которых по доступу к соответствующей информации установлены законодательством РФ.
- при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
- при возмещении вреда, причиненного здоровью;
- при возмещении вреда в связи со смертью кормильца;
- при возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина в указанных случаях не может превышать 70%.
Следует отметить, что с пособия по временной нетрудоспособности удержание алиментов производится только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов (пп. «в» п. 2 Перечня № 841[1]). Это означает, что в случае, если удержание алиментов производится на основании письменного заявления самого работника об их добровольном перечислении, сумма пособия по временной нетрудоспособности из расчета суммы доходов для расчета удержания алиментов, исключается.
Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Очередность исполнения исполнительных документов
- причинившим вред преступлением;
- отбывающим наказание в местах лишения свободы;
- выплачивающим возмещение лицам, которым причинен вред здоровью;
- возмещающим ущерб вследствие смерти, по их вине;
- имеющим задолженности по выплате алиментов на несовершеннолетних детей.
Удержание с любых дополнительных заработков и доходов, помимо зарплаты, таких как премии, выплаты за сверхурочную работу, в праздничные дни, за вахтовый метод работы, компенсаций за использование личного транспорта, отпускных и с добровольного медицинского страхования не стимулируют должника искать дополнительные источники повышения благосостояния. Если о них узнает судебный пристав ФССП – он потребует увеличить размер платежей, а к имеющейся сумме долга прибавятся выплаты, не произведенные вследствие получения дополнительных денег. Должнику выгодно минимизировать оклад, декларируя доход в размере МРОТ.
Срок давности исполнительного листа и срок осуществления исполнительного производства, их особенности
В случае отзыва исполнительного документа по заявлению взыскателя или в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом (ч.3.1. ст. 22 ФЗ № 229).
В случае, когда исполнительный лист не может быть исполнен по каким-либо причинам, его возвращают взыскателю (согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229). В такой ситуации срок предъявления документа для требования возврата долга отсчитывается с даты возвращения его взыскателю и составляет 3 года, за исключением двух случаев:
Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.
требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» случаях (статья 15 Закона);
Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.
Исполнительное производство может быть окончено с частичным исполнением, или без исполнения при сохранении возможности его возобновить. При этом в соответствии со ст. 46 ФЗ-229, если взыскания по нему производились частично, или не производились, но впоследствии могут быть произведены, то исполнительный лист возвращается взыскателю.
- Своевременное совершение действий в строгом соответствии с законом.
- Применение только установленных мер воздействия.
- Соответствие деятельности судебных приставов любого уровня действующим нормативным актам, в частности, ст. 50 Закона об исполнительном производстве.
- Соотносимость мер принуждения, применяемых к должникам.
- Недопущение унижения человеческого достоинства любого гражданина.
- Неприкосновенность минимума имущества, необходимого для жизни.
Не вызывает особых вопросов ситуация, в которой исполнительные производства по обоим листам объединены в сводное и исполнение идет непосредственно через службу судебных приставов. В этому случае приставы самостоятельно дробят перечисляемые взыскателю суммы пропорционально общей суммы долга по каждому исполнительному документу.
Вывод: взыскание суммы индексации может осуществляться параллельно либо даже преимущественно перед взысканием по основному судебному решению, это не нарушает права должника. Вроде бы уверен в позиции, но внутренний червь сомнений не до конца успокоился. Было бы интересно услышать иные мнения.
Обеспечение исполнения решения суда бюджетным учреждением имеет определенную специфику. Федеральные приставы не наделены правом взыскания денежных средств с бюджетных учреждений, их имущество нельзя арестовать, субсидиарная ответственность собственника организации не предусмотрена. Исполнение судебных актов возложено на Министерство финансов (в случае возмещения вреда) и органы казначейства (при неисполнении условий контракта). В их адрес и предъявляется исполнительный лист.
- документы направляются (подаются) на точный юридический адрес организации;
- к заявлению об исполнении решения суда прикладывается само решение, исполнительный документ, реквизиты банковского счета для перечисления задолженности, а также указывается фамилия, имя, отчество, паспортные данные гражданина либо наименование и ИНН юридического лица;
- заявление должно иметь личную подпись и дату направления.