Содержимое
- Административно правовой способ защиты экологических прав
- Судебный и административный порядок защиты экологических прав граждан
- Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений
- Административная защита прав
- Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
- Административно правовой способ защиты экологических прав
- Экологические права граждан РФ
Административно правовой способ защиты экологических прав
Содержание
- Административно правовой способ защиты экологических прав
- Судебный и административный порядок защиты экологических прав граждан
- Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений
- Административная защита прав
- Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
- АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
- Административно правовой способ защиты экологических прав
- Экологические права граждан РФ
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
1. Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, краев, областей. Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом Российской Федерации, решение которой является окончательным.
- судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
- приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
- прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
- контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
- всесторонне и объективно изучить обращение,
- при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
- принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
- уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
Административно правовой способ защиты экологических прав
Для защиты экологических прав граждан применяются административный и судебный способы.
Нормативные основы регулирования защиты установлены Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает возможность административного обжалования коллегиальных и единоличных действий, решений или бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
В соответствии с Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
— запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
— уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск — один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Право граждан на предъявление исковых требований в суд было предусмотрено также в ст. 91 этого Закона и касалось прекращения экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).
Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но, в конечном счете, и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена во многих действующих конституциях экономически развитых государств.
Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: а) нарушены права и свободы гражданина; б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Граждане вправе обжаловать также бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные выше. Для сферы охраны окружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органов и иных субъектов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды, потенциально является мощным правовым средством повышения эффективности природоохранительной деятельности государства.
Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом к официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
В соответствии с этим Законом обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Между тем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие (бездействие) нарушает экологические права истца. Но в случае признания решения незаконным обеспечивается защита права на благоприятную среду не только гражданина, который обжаловал этот акт, но и более широкого круга лиц, подпадающих под его действие.
Жалоба может быть подана как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также — по просьбе гражданина — надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Для обращения с жалобой в суд по поводу неправомерных экологически значимых действий или решений государственного органа необходимо обладать некоторым минимумом правовых и экологических знаний. Однако подавляющее большинство российских граждан такими знаниями не обладает. С учетом этого, а также значительной потенциальной роли права гражданина на иск по поводу невыполнения требований природоохранительного законодательства, должно быть обеспечено представительство и защита в суде экологических прав и интересов отдельных граждан. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Ее оказывают в основном юридические консультации, адвокатские конторы. Однако и эти организации едва ли способны оказать действительно квалифицированную юридическую помощь по экологическим вопросам, так как правовая охрана окружающей среды — слабо развитая область в России. Поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, это не могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работников юридических консультаций и адвокатских контор.
Думается, что в этих условиях большую полезную роль в представительстве в судах экологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридические фирмы. В последние годы они стали появляться в России. Это Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис» (Москва), общественная организация «Экозащита» (Калининград) и др.
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защиты своих прав. По усмотрению гражданина жалоба может быть подана в суд по месту его жительства или в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, нарушившего его экологические права.
Закон определяет также сроки обращения в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
Важным является вопрос о том, могут ли суды не только отклонять, но также изменять обжалуемое решение. С учетом принципа разделения властей решение суда должно содержать только заключение о законности обжалуемых действий и решений и их отмене в случае обоснованности жалобы.
Исчерпав все законные средства защиты нарушенного права в России, ее граждане имеют право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека.
Еще почитать —> Сколько лет надо отрабатывать на севере чтобы получить ветеран труда
Судебный и административный порядок защиты экологических прав граждан
Судебный порядок предполагает обращение гражданина в суд с требованием о возмещении вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненного в результате экологического правонарушения. Согласно статья № 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» урон окружающей среде — это её негативное изменение в результате загрязнения, которое привело к деградации экологических систем и уменьшение природных ресурсов. Из других норм данного закона следует вывод о том, что урон окружающей среде включает количественные и качественные потери, проявляющиеся в загрязнении окружающей среды (в том числе в физико-химическом изменении состава атмосферного воздуха, воды, почвы, создающем угрозу для здоровья населения, растительного и животного мира), в повреждении, порчи, уничтожении природных объектов и экологических систем [3].
Одним из вариантов частичного смягчения остроты проблемы с возмещением вреда жизни и здоровью граждан, причиненного факторами неблагоприятной окружающей среды, могло бы стать воссоздание системы экологических фондов, существовавших в России в 90-е годы. Тогда действовал внебюджетный (затем консолидированный в бюджет) Экологический фонд (федерального, регионального и местного уровней), в который поступали платежи за выбросы и сбросы различных загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и иные виды загрязнения; сумм, которые были получены по искам о компенсации вреда, штрафов за экологические нарушения; средств от продажи конфискованных орудий для охоты и ловли рыбы, незаконно добытой с их помощью. Средства таких экологических фондов могли расходоваться, например, на выплату компенсационных сумм гражданам в порядке возмещения вреда, причиненного их здоровью загрязнением и иными видами негативных воздействий на окружающую среду. Такие выплаты могли производиться и в случаях, когда не удалось установить конкретного причинителя экологического урона [8].
Еще почитать —> Субсидия на похороны блокадника
В отношении государственных служащих, совершив-ших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру преду-смотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Феде-рации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на лиц, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на лиц, представивших информацию, ставшую основанием для незаконных действий (решений).
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к на-рушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Более того, на стадии принятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативе суд вправе приостановить исполнение обжа-луемого действия или решения.
Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений
Отличительной особенностью рассмотрения судом жалобы гражданина является то, что на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин при этом освобождается от обязанности доказывать их незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (ст. 6).
В соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей природной среды граждане имели право требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. В действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, правда, лишь право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде (ст. 11).
Административная защита прав
Каждый гражданин Российской Федерации имеет определенные права, предусмотренные Конституцией и законодательством. При нарушении прав со стороны физических или юридических лиц, а также органов государственного управления, любой гражданин может осуществлять их защиту и восстановление в тех формах, которые предусматривает гражданское законодательство. Среди наиболее распространенных форм используются самозащита, административная и судебная защита .
- Самозащита . В качестве самозащиты часто производятся действия, которые не имеют законодательного исчерпывающего урегулирования, но направлены на восстановление нарушенных прав. При этом очень важно, чтобы лицо, использующее самозащиту, само не нарушило закон, и не совершило административное или уголовное правонарушение.
- Судебная защита административных прав. Наиболее часто встречается судебный порядок восстановления или защиты нарушенных административных прав физического или юридического лица. Для этого существует строго определенная законодательством процедура, начало которой составляет юридически правильно оформленный иск к субъекту, нарушившему определенные права гражданина. Эта форма закреплена в Конституции и осуществляется судами различной юрисдикции. Если и суд первой инстанции не встал на защиту, то процедура обжалование решения суда поможет исправить судебную ошибку.
- Административная защита прав . В случае нарушения законных интересов граждан со стороны органов власти различных уровней используется административная защита прав, которая реализуется административными органами, вышестоящими по отношению к нарушителям, либо специальными надзорными органами власти. В этом случае вся процедура восстановления нарушенных прав происходит без участия судебных органов, однако у граждан имеется возможность оспаривания принятого решения в судебном порядке в случае неудовлетворенности принятым решением по конкретной жалобе.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что современный правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации характеризуется отсутствием полноты и системности в законодательном закреплении правовых средств реализации экологических прав граждан и множественностью пробелов. Это затрудняет правовое регулирование отношений по предоставлению экологической информации, участию граждан в принятии экологически значимых решений, доступу граждан к правосудию в случае нарушения их экологических прав.[5]
Существует достаточно широкий перечень органов, куда могут обраться граждане в случае нарушения экологических прав. Но стоит не забывать, что в соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Но дело в том, что Конституция, а также другие законодательные акты, не определяют формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.
Еще почитать —> Справка с работы для мфц
— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.
Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.
Защита экологических прав человека административным способом и в общих судах
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Закон определяет также сроки обращения в суд с жалобой. Если гражданин обжаловал в административном порядке решения или действия, нарушающие его экологические права, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы, либо по истечении месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен письменный ответ на нее. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Закон наделяет суд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Различают административный и судебный порядок защиты прав граждан, в том числе экологических. Административный порядок регламентирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. « О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» в редакции от 4 марта 1980г.[9] Согласно ему:
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)
- формирование объединений и союзов, цель которых – реализация экологических прав и их защита; участие в природоохранных митингах и собраниях;
- обращения с требованиями и жалобами по охране окружающей среды в уполномоченные органы, а также с предложениями, если они не противоречат законодательству;
- обращения в судебные органы для защиты личных экологических прав от правонарушений или обжаловать незаконные действия должностных лиц.
- право на подлинную информацию о состоянии окружающей среды и охранительных мерах государства;
- право на компенсацию ущерба от негативного воздействия окружающей среды, вследствие деятельности предприятий и организаций, нарушающих экологические нормы.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
В соответствии с этим Законом одна из основных функций прокуратуры РФ- это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционном не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а решения, на них основанные, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены (ст.79)
Административно правовой способ защиты экологических прав
Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти-туционных экологических прав принимается одно из двух реше-ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст-вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда-ющими возможность не соответствующего Конституции истолко-вания судом или иным органом. В случае признания закона, при-мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч-ном порядке.
Экологические права граждан РФ
Основные экологические права граждан именуют также фундаментальными. Они фиксируются в различных нормативных актах. Ключевым из них выступает Конституция РФ. Экологические права граждан определены и международными документами. Согласно действующему в стране законодательству, они также выступают как элемент нормативной системы. Среди международных документов следует в первую очередь назвать Всеобщую декларацию прав человека. Она была принята в 1948 г. Также экологические права человека, гражданина зафиксированы в Европейской конвенции. Она была утверждена в 1950 г. Кроме этого, экологические права граждан закреплены в Европейской хартии, принятой в 1961 г.
В законодательстве предусматриваются юридические гарантии реализации зафиксированных в нем же полномочий физлиц и организаций. Нормативными актами определяются конкретные процедуры, в рамках которых осуществляется защита экологических прав. В частности, все субъекты могут: