Содержимое
Работа водителя условия труда
Содержание
- СОУТ водителя автомобиля
- Организация труда водителей
- Особенности рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта
- СОУТ водителя автомобиля
Санитарными правилами рекомендуется первый перерыв устанавливать через 2-3 часа после начала работы на линии, во второй половине дня – не реже чем через каждые 2 часа продолжительностью по 10 минут. Длительность непрерывного пребывания за рулем рекомендуется ограничить 2 часами. Частота, организация и длительность внутрисменных перерывов устанавливается по согласованию с учреждением здравоохранения, обслуживающим данное автотранспортное предприятие, указывается в путевом листе и контролируется службой безопасности движения предприятия.
Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле моющие средства, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь. Водители, имеющие контакт с различными смазочно-охлаждающими средствами, маслами, лако-красочными материалами и т.п (перевозка указанных веществ, выполнение ремонтных работ), должны обеспечиваться защитными мазями и пастами.
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.
Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2022 № 170, который вступил в силу 5 июня 2024 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.
Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).
Если постановлением суда водитель лишен права управления транспортным средством, его водительское удостоверение изымается (ст. 32.6 КоАП РФ). Срок лишения специального права начинает исчисляться со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения этого права (ст. 32.7 КоАП РФ). Действия работодателя зависят от того, на какой срок водитель лишен права управления транспортным средством.
СОУТ водителя автомобиля
СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.
Каким бы ни было рабочее место, законодательство обязует работодателя проводить СОУТ. Методика предусмотрена приказом Минтруда, однако для отдельных категорий предусмотрен особенный порядок проведения процедуры. Специальная оценка условий труда водителей проводится по общим правилам с одним исключением, под которое попадают водители внутригородского пассажирского транспорта.
Еще почитать —> На сколько прибавился пенсия инвалидов первой группы с апреля 2022года
Пример. 3. Омский областной суд 24.11.2022 оставил в силе решение Советского районного суда г. Омска от 18 сентября 2024 года. Как было установлено судом, Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЗСК № 1», работал в должности водителя 1-го класса автомобиля ЗИЛ.
Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 04.03.2022, причинами несчастного случая указаны: нарушение производственной дисциплины водителем автомобиля ООО «ЗСК № 1» Подоляк Н.М. в части того, что при закрывании ворот с электрическим приводом он не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля; ст. 214 ТК РФ; а также конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, которая выразилась в том, что движение ворот на накрытие продолжалось из-за отсутствия сигнала команды «Останов.» от кнопочного выносного пульта ПКЕ-222 вследствие того, что контакты кнопочного пульта были замкнуты по причине перекоса направляющей контактной группы после нажатия на нее Подоляк Н.М.
После оформления документ должен быть согласован с вышестоящим (над водителем) сотрудником организации (либо непосредственным руководителем, либо лицом, уполномоченным вести контроль за соблюдением правил и норм, прописанных в должностной инструкции). Здесь следует внести его должность, название организации, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.
Раздел «Права» включает в себя полномочия, которыми наделяется водитель с целью эффективного исполнения своей работы. Здесь можно отдельно указать его право на различные инициативы, включая взаимодействие с руководством и другими подразделениями организации при возникновении такой потребности, а также право на участие во внутренних мероприятиях компании и дополнительное обучение.
Организация труда водителей
- Путевые листы. В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
- GPS мониторинг. GPS мониторинг предназначен для определения местоположения автомашины в режиме онлайн. Данная система мониторинга позволяет определить время движения машины, а так же время простоя.
- Тахограф. Система офлайн контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. В отличии от
Эффективность транспортного процесса во многом зависит от организации работы водителя. Работа всего управленческого персонала службы организации перевозок должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя. Труд водителя протекает в напряженных условиях. На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибрации на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет ответственные функции в процессе перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю. На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание. Организация труда водителя на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы должна соответствовать «Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16. Продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.
На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.
- Правила по охране труда на автомобильном транспорте;
- Методические рекомендации по разработке нормативных требований ОТ, утв. постановлением Минтруда от 17.12.2002 г. № 80;
- Методические рекомендации по разработке инструкций по ОТ, утв. Минтрудом России 13.05.2004 г.;
- Письмо Минтруда РФ № 15-2/ООГ-2373 от 30.06.2022 г. (в котором изложена позиция Министерства по поводу содержания инструкции).
Еще почитать —> Плачу долг по исполнительному листу регулярно но пристав пришел описывать
Должность водителя, а также трудовая функция по управлению транспортным средством в указанном Перечне отсутствует. Соответственно, наличие заключенного договора о полной материальной ответственности с обыкновенным водителем не является основанием для взыскания с работника суммы ущерба в полном размере (определение ВС РФ от 19.11.2009 № 18-В09-72).
Следовательно, работодатель вправе требовать от работника предоставления медицинского заключения, составленного по любой форме, но в обязательном порядке содержащее следующие данные: дата выдачи, ФИО и дата рождения работника, наименование должности работника, наименование работодателя.
- предварительный, который проводится при поступлении на работу с целью убедиться в отсутствии у соискателя противопоказаний медицинского характера к ее выполнению;
- периодические, которые проводятся в ходе работы сотрудника на предприятии для контроля состояния его здоровья в условиях воздействия отрицательных факторов производства;
- предрейсовые, которые проводятся для контроля самочувствия и состояния здоровья водителя в смысле его готовности выйти в рейс. При выявлении состояния опьянения любой этиологии, а также проблем со здоровьем, которые могут спровоцировать дорожное происшествие, выход на линию ему будет запрещен;
- послерейсовые, которые проводятся для контроля уровня воздействия отрицательных факторов на работника в течение трудовой смены.
Любая должностная инструкция водителя по охране труда требует выполнения ряда обязанностей в области безопасности его работы. В соответствии с действующим трудовым законодательством одной из важнейших таких обязанностей становится прохождение подготовки по ОТ в форме инструктажа. Он предполагает знакомство с инструкцией, разработанной для конкретной профессии, должности или специальности.
Особенности рабочего времени и времени отдыха работников автомобильного транспорта
Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
Еще почитать —> Найти Адрес Фсс По Рег № В Фсс 7731218339
Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
Если водители сталкиваются с вредными и опасными производственными факторами, которые перечислены в п. 7 Правил № 59н, нужно принять меры, чтобы исключить или снизить до допустимого уровня эти факторы. Если исключить или снизить факторы невозможно, то выполнение работ без соответствующих СИЗ запрещено ( п. 8 Правил № 59н). В новых правилах перечень расширили, в них включили физические и нервно-психические перегрузки.
- по стажировке водителей;
- инструктажу водителей;
- обязательным медосмотрам водителей;
- совершенствованию водителями навыков первой помощи пострадавшим в ДТП;
- содержанию транспорта в технически исправном состоянии, а также его техобслуживанию и ремонту в соответствии с инструкцией изготовителя по эксплуатации;
- ежедневному контролю техсостояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки с отметкой в путевом листе.
Если подвижной характер работы понимать, как частые передислокации работников или оторванность от постоянного места жительства, а работу в пути, как осуществление трудовой функции в процессе движения транспортного средства (например, проводник в поезде, кондукторы на междугородних автобусах, экспедиторы), то работа водителя-дальнобойщика, скорее, разъездная, т.к. у сотрудника нет неподвижного рабочего места и большая часть рабочего времени проходит в разъездах. От того, как охарактеризовать работу сотрудника, зависит возможность возмещения расходов в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ .
- по ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ :
- штраф на водителя составляет от одной тысячи до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
- по ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ , т.к. нельзя отследить ненарушение водителем установленного режима труда и отдыха, штраф — от одной тысячи до трех тысяч рублей.
СОУТ водителя автомобиля
- автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.