Найдите в тексте конституции рф нормы-дефиниции

Автор: | 7 сентября, 2023

Найдите в тексте конституции рф нормы-дефиниции

Содержание

Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).Все страны подчиняются этим обязательствам.

Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную.

Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов).

Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе.

Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов например, ст. В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.

К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр. После опубликования обнародования она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы.

Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов.

Из самого определения вытекает, что все конституционно-правовые нормы в зависимости от их функционального назначения подразделяются на нормы-правила поведения и учредительные исходные нормы. Правовая норма — правило поведения устанавливает для потенциальных участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности, определяет юридические факты, при наличии которых возникает, изменяется или прекращается конституционно-правовое отношение, предусматривает последствия нарушения самой нормы.

Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия. Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства.

Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации и найдите в нем нормы дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормызадачи, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, нормы-запреты, дескриптивные нормы, нормы-справки, нормы-символы.
Составьте таблицу по образцу:
1 столбец: Вид конституционно-правовой нормы
2 столбец: Пример статьи из Конституции Российской Федерации.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования. Все положения считаются абстрактными. Это значит, что нормы не касаются интересов конкретного субъекта или ограниченного числа лиц. Немаловажное значение имеет и представительно-обязывающий их характер.

Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.

Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно. В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений. В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Государство должно быть наделено только такими правами, при которых вместо того, чтобы быть тормозом, оно наоборот, является стражем и охранителем личной самодеятельности, как необходимого условия общественной солидарности Поэтому принятие конституции диктовалось необходимостью установления пределов власти монарха, ограничения ее определенными рамками, закреплением гарантий демократических принципов организации общества разделение властей, права и свободы человека и гражданина и т.

Среди особенностей конституционно-правовых норм выделяют следующие характерные признаки: 1. Нормы конституционного права являются основополагающими, они устанавливают основные права, свободы и обязанности, правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления. Особое содержание — нормы конституционного права регулируют наиболее важные, фундаментальные общественные отношения. Конституционно-правовые нормы имеют обязательный характер, то есть они обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами, органами государства. Конституционно-правовые нормы являются формально-определенными, то есть выражаются в письменной форме.

Конституционно-правовые отношения — это возникающие на основе норм конституционного права социальные связи между субъектами права, которые находят свое выражение в форме субъективных прав и юридических обязанностей и обеспечиваются принудительной силой государства.

Покажите на примерах соотношения конституционного права с другими отраслями права его ведущую роль в системе права России. Назовите особенности и виды конституционных санкций. Используя текст Конституции, приведите четыре примера конституционных санкций различных видов. Почему в конституционном праве по сравнению с другими отраслями права достаточно много общерегулятивных норм? Найдите соответствующие нормы в Конституции и определите их вид. Осуществите анализ нормы Конституции: вид нормы по различным основаниям; структура нормы гипотеза, диспозиция, санкция. Используя текст Конституции, приведите по одному примеру норм следующих видов: управомочивающая, обязывающая, запрещающая, императивная, диспозитивная, норма-дефиниция, норма-принцип, процессуальная; материальная.

Покажите на примерах соотношения конституционного права с другими отраслями права его ведущую роль в системе права России. Назовите особенности и виды конституционных санкций. Используя текст Конституции, приведите четыре примера конституционных санкций различных видов. Почему в конституционном праве по сравнению с другими отраслями права достаточно много общерегулятивных норм? Найдите соответствующие нормы в Конституции и определите их вид. Осуществите анализ нормы Конституции: вид нормы по различным основаниям; структура нормы гипотеза, диспозиция, санкция.

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений выступает народ. Это происходит в случае проведения всенародного голосования по наиболее важным вопросам общегосударственного значения или принятия Основного закона государства. Отдельным субъектом конституционно-правовых отношений выступает также государство Российская Федерация и отдельные государственно-территориальные образования республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования.

Нормы-цели — это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которых стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом. В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами. В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст. 43 УК РФ закреплены цели института наказания.

6. Многополярность и полифункциональность законодательной дефиниции. Вместо предисловия // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: материалы Международного круглого стола (Черновцы, 21-23 сентября 2006 года) / под ред. В. М. Баранова, П. С. Пацуркивского, Г. О. Ма-тюшкина. Н. Новгород, 2007.

  • 6. Нормы конституционного права различаются по юридической силе. Конституционно-правовые нормы выстраиваются в иерархию в той же последовательности, что и нормативные правовые акты, в которых они содержатся. С этой точки зрения конституционные нормы дифференцируются в виде норм, обладающих высшей юридической силой (содержатся в Конституции), юридической силой постановления Конституционного Суда РФ, федерального конституционного закона, обычного федерального закона, указа Президента РФ, подзаконного акта и т.д.
  • 7. Наиболее разнообразна дифференциация норм конституционного права по их содержанию. Как уже упоминалось ранее, наряду с традиционными нормами-правилами, определяющими характер поведения при наступлении определенного факта, в конституционном нраве встречаются нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-разъяснения, дескриптивные нормы, нормы-символы, нормы-справки и др. Объединяющим для этой группы норм является регулирование правовых отношений общего характера. Кроме того, как правило, они содержат лишь один элемент структуры – диспозицию.
  • 10. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.
  • 11. В качестве еще одной знаменательной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности. Использование нравственных категорий вполне оправданно и должно только приветствоваться, если принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений нравственных и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и ст. 21 и 59 Конституции РФ. Содержание Преамбулы пронизано нормами нравственности и использованием нравственных категорий: «общая судьба на земле», «гражданский мир и согласие», «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «обеспечить благополучие и процветание России», «исходя из ответственности за свою Родину, перед нынешним и будущим поколениями». В ст. 21 Конституции РФ устанавливается: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Нравственная категория «достоинство» получает в данном случае конституционно-правовую защиту. В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ защита нашего Отечества называется не только обязанностью, но и долгом гражданина Российской Федерации.
  • • знать понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм Российской Федерации; институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; источники конституционного права Российской Федерации;
  • • уметь определять основные элементы системы конституционного права как отрасли российского права; разграничивать институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации; систематизировать источники конституционного права как отрасли российского права;
  • • владеть навыками определения элементов системы, анализа содержания и установления иерархии источников конституционного права Российской Федерации.

Наконец, гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии. Некоторые ученые полагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это скорее свойственно тоталитарному государству. Сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма. Конституция — вне идеологии, она только необходимое условие для выражения любой идеологии; если она и выражает какую-то определенную, универсальную идеологию, то это — философия свободы и правового государства.

Читать  На ребенка, на 4 ребенка в волгоградской области.

Еще почитать —>  Получить выплату по накопительному страхованию жизни росгосстрах

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юридической силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность государственности, ответственность перед Богом и народом, нравственные основы конституции и т.д. — они как бы предопределяют дальнейшее содержание конституции.

Под конституцией (термин происходит от латинского constituio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В Великобритании, например, вообще нет писаного основного закона, вследствие чего порой трудно определить, имеют ли те или иные акты конституционное значение (формально такого различия между законами может и не быть). В США Конституция действует более двух столетий и адаптируется к меняющимся условиям с помощью судебных толкований — тогда ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста. В Италии, ФРГ конституции были приняты после второй мировой войны с учетом новейшего социально-политического опыта, поэтому их содержание весьма широкое. В бывших социалистических странах (СССР, Польша и др.) конституции были подчинены идеологическим целям правящих компартий, а в развивающихся государствах эти акты в основном заимствуют модели развитых стран, часто не соответствующие местным условиям [3. с. 34 — 42].

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей. Содержание преамбулы Конституции не имеет правового характера, В ней выражены намерения о целях принятия конституции. Среди них следует отметить приверженность демократии, правам человека, возрождения российской государственности. Наиболее значимой является глава первая, закрепляющая основы конституционного строя. Под ними понимаются основополагающие принципы устройства общества и государства, реализация которых гарантирует создание демократического, правового государства. Эти принципы имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Глава вторая устанавливает права и свободы человека и гражданина. Наряду с ними закрепляются и конституционные обязанности. Значение этой, главы состоит в том, что ее нормы и принципы воспрещают издание законов и актов, умаляющих и ограничивающих права и свободы человека, признанных высшей ценностью.

Конституционное право

Нормы-декларации. Эти нормы предопределяют содержание конституций и устанавливают основные направления, своеобразный коридор конституционно-правового регулирования общественных отношений. Возьмем в качестве примера нормы-декларации вводной части Конституции РФ, которые предшествуют ее основному тексту. С их помощью сформулированы основополагающие цели становления и развития России, достижение которых является политической и правовой обязанностью государства. Нормы-декларации в данном случае порождают общее конституционно-правовое отношение, в котором государство должно исполнять следующие юридические обязанности:

Запрещающие диспозиции представляют собой нормативно закрепленные требования воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. В конституционном праве преобладают диспозиции, запрещающие без законных на то оснований ограничивать права и свободы человека, личности и гражданина. В Конституции РФ, например, сформулировано около двадцати запрещающих диспозиций такого вида.

Вместе с тем следует отметить, что в практике конституционно-правового регулирования общественных отношений встречаются и более сложные по своему объему коллизионные нормы. В частности, коллизионная норма ст. 140 Конституции Нидерландов 1983 г. предусматривает, что действующие Акты парламента и иные нормативные акты и указы, вступающие в противоречие с поправкой к Конституции, остаются в силе до приведения их в соответствие с Конституцией.

В ст. 15 Конституции РФ сформулирована коллизионная норма, устраняющая противоречия между национальным законом и международным договором. «Если международным договором Российской Федерации, — констатирует правовая норма, — установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4).

  • утверждать права и свободы человека;
  • обеспечивать гражданский мир и согласие;
  • сохранять исторически сложившееся государственное единство;
  • соблюдать общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов;
  • возрождать суверенную государственность России;
  • утверждать незыблемость демократической основы России;
  • обеспечивать благополучие и процветание России;
  • проявлять заботу о нынешних и будущих поколениях людей;
  • стремиться занять достойное место в мировом сообществе.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

К правам такого рода относятся:. Следует также обратить внимание и на то, что наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится не в ТК, а в актах международного трудового права, к числу которых относятся две конвенции Международной Организации Труда МОТ : Конвенция г. Обе конвенции ратифицированы Россией.

Поэтому регистрация брака для них просто формальность, чтобы в будущем избежать проблем с отцовством, когда они решат завести детей. Если родители не в браке, то к папе малыша можно вписать, только если он подтвердил отцовство посредством обращения в загс.

Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах. Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Так, в ст. В конституционном праве встречается немало норм-целей, норм-задач, норм-программ.

Нормы в равной степени обязательны для всех. Например, Трудовой кодекс содержит положения, которые регулируют взаимодействия всех лиц, участвующих в рабочих отношениях. Нормы определяют единый характер и границы деятельности субъектов, входящих в сферу ее регулирования.

Аналогично обстоит дело и со многими иными статьями и положениями Конституции РФ, конституций республик и уставов краев, областей и других субъектов Российской Федерации, которые являются базовыми, исходными для принятия и реализации самых разнообразных по своему характеру, содержанию и целевым установкам нормативно-правовым актам. Судебные заседания проводятся в присутствии минимум двух третей всего судейского состава. Однако судебные слушанья проводятся не по всем поступающим жалобам.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Хотя проблемы правоприменения, должно быть, и возникали. Не могло, например, не требовать уточнения правило, закрепленное в ст. Приложив усилия, в УУС можно отыскать единичные толкования отдельных «понятий». Например, в ст. Но эти примеры — редкое исключение. Кроме того, в них усматриваются признаки диспозиций уголовно-процессуальных норм. Отсюда мы делаем вывод: включение в отечественное уголовно-процессуальное и иное российское законодательство норм-определений есть плод законотворчества советского периода.

В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала принципы налогообложения соответственно. Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права.

Те, кому нормативный акт представляется «священной книгой», скорее будут склонны в позитивном ключе комментировать законодательство. Проявление объективных и субъективных начал здесь практически неизбежно. С лингвистических позиций уголовно-процессуальные кодексы различных а уж тем более соседних с Россией государств изложены одними и теми же категориальными языковыми средствами, с использованием одних и тех же слов и выражений, то есть общей для них для всех юридической фразеологии. Нечастые, но понятные и объяснимые терминологические различия, конечно, неизбежны например, лишь в УПК Грузии мы встречаемся с фигурой судьи-магистрата, в УПК Казахстана — с процессуальным прокурором, в УПК Латвии — с направляющим процесс лицом, в УПК Молдовы — с пострадавшим и протоколистом.

Еще в двух пунктах разъяснялись слова «приговор» и «определение». И в заключительном пункте — «суд I инстанции» и «суд II инстанции». Не появись в нем, допустим, перечня источников доказательств и требований, предъявляемых к их оценке судом, как знать, по какому пути развивалось бы отечественное доказательственное право. Учитывая хорошо понятные чрезвычайные условия, в которых создавался этот Кодекс, ему надо отдать должное. Претензий и вопросов ко многим разъясняемым в кодексах терминам и к их определениям может быть сформулировано немало.

Необходимо, конечно, принимать во внимание тот факт, что использованные или осуществленные нами самостоятельно переводы фрагментов УПК зарубежных государств могут быть не в полой мере аутентичны языку оригинала хотя мы и стремились к максимальной точности в этой работе. На русском языке, как известно, официальные тексты законов принимаются лишь парламентами Беларуси и Казахстана.

Классификация ( виды) конституционно-правовых норм

В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивныеи охранительные; от способа воздействия на субъекты права — на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия эти предписания бывают постоянными и временные. По территории их действия конституционно-правовые нормы могут быть действующими в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования.

2. Диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. ». Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Еще почитать —>  Сколько ветеранов труда а росси

Читать  Спутниковая съемка местности это

5. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Они закрепляют правомочия всех субъектов действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

6. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои поведение, действия с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (уплата налогов, служба в ВС). Примером такой нормы будет и ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

7. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

  1. Многоразовым действием.
  2. Касается неконкретного числа членов общества.
  3. ее цель, урегулирование не единственного момента, а определенную область общественных отношений
  4. Равная ее обязательность для всех, кто оказался в области ее деятельности.

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть: управомочивающие — предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; обязывающие — вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; запрещающие — устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

  • выполняют значимую роль в области правового регулирования;
  • обеспечивают большую конкретизацию понятийного аппарата;
  • ясно и конкретно определяют волю государства;
  • способствуют более качественному влиянию на развитие общественных отношений;
  • выполнение функций: учредительной, познавательной, информационной, регулятивной, интерпретационной, пояснительной;
  • юридическое закрепление того или иного понятия, устраняя возможность его различного толкования.
  • констатирующими, они констатируют свершившийся факт того или иного деяния;
  • регулятивными, регулирующими порядок действия в тех или иных случаях;
  • правоохранительными – меры, принимаемые для удержания того или иного субъекта в границах нормы права.

Любые, в том числе, обладают многоразовым действием. Они относятся к неконкретному количеству членов общества. Общая цель положений заключается в урегулировании не одного момента, а определенной области отношений. Все, в том числе , обязательны для всех, кто является участником соответствующих взаимодействий. Так, в ТК предусмотрены положения, не направленные на конкретного субъекта, а характеризующие отношения всех лиц, между которыми устанавливаются трудовые связи. содержат пояснения к тем или иным процессуальным терминам и процедурам, применяемым всеми участниками судопроизводства.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

— процессуальные определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

Иногда самой структурой конституции, т.е. расположением глав, подчеркивается степень значимости тех или иных основных институтов. Например, во Франции в 1958 г. при переходе от парламентаризма к президентской форме правления в Конституции главы «Президент» и «Правительство» поместили перед главой «Парламент», ясно указав тем самым на перемещение центра тяжести в государственном механизме в сторону президентской власти. Аналогичное расположение глав и явно с той же целью видим в действующей Конституции Российской Федерации.

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. Однако это уже область политологии. Некоторые ученые полагают, что конституция выполняет и определенную идеологическую функцию, хотя это скорее свойственно тоталитарному государству. Сумма ценностей, лежащих в основе конституции демократического правового государства, находится как бы за пределами идеологического плюрализма. Конституция — вне идеологии, она только необходимое условие для выражения любой идеологии; если она и выражает какую-то определенную, универсальную идеологию, то это — философия свободы и правового государства.

В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.д. Другими словами, мировое сообщество как бы сложило определенную модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. В демократическом обществе создаваемый конституцией механизм власти — это всегда компромисс, поскольку в общественной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные политические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Конституция поэтому не может действовать в интересах только одного, пусть даже могущественного, класса, она воплощает гражданское согласие и противостояние насилию. Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

В Конституции Российской Федерации с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они объясняют причины и цели принятия Основного Закона. Среди них утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократических основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонационального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, а также ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции [3. с. 34 — 42].

Под конституцией (термин происходит от латинского constituio — установление) понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В Великобритании, например, вообще нет писаного основного закона, вследствие чего порой трудно определить, имеют ли те или иные акты конституционное значение (формально такого различия между законами может и не быть). В США Конституция действует более двух столетий и адаптируется к меняющимся условиям с помощью судебных толкований — тогда ее содержание выходит за рамки собственно конституционного текста. В Италии, ФРГ конституции были приняты после второй мировой войны с учетом новейшего социально-политического опыта, поэтому их содержание весьма широкое. В бывших социалистических странах (СССР, Польша и др.) конституции были подчинены идеологическим целям правящих компартий, а в развивающихся государствах эти акты в основном заимствуют модели развитых стран, часто не соответствующие местным условиям [3. с. 34 — 42].

Основные законы (уставы) других субъектов РФ (краев, областей и др.) менее претенциозны. Они закрепляют равноправие всех субъектов РФ, подчеркивая этим, что ничем не отличаются от республик, но в отличие от республик не закрепляют государственный суверенитет или статус государства. Встречаются, правда, формулировки, закрепляющие статус самостоятельного государственного образования (Ставропольский край) или государственно-территориального образования в составе Российской Федерации (Оренбургская область). В разных формах уставы краев и областей декларируют отсутствие права выхода из Российской Федерации, почти все закрепляют верховенство Конституции РФ на своей территории.

Следует отличать нормативно-правовой акт от актов, нормы которых не носят нормативный характер и рассчитаны лишь на однократное действие. Их принято называть актами применения права или правоприменительными актами. Нормативно-правовые акты следует отличать от нормативных актов (инструкции, которые определяют правила обращения с электротехникой, с конструкторскими наборами и т.д.), которые не являются правовыми, ибо содержат технические, а не правовые нормы. Большинство ученых, специализирующихся в теории государства и права, формируя понятие нормативно-правового акта в разных редакциях, сходятся в том, что его сущность определяется тем, что он является не только письменным документом, принятым с соблюдением установленных процедур компетентным государственным органом для установления, изменения или прекращения нормы права, содержащей правило общего характера, распространяющееся на определенный круг лиц [10. с. 77 — 82].

Даже в тех странах, где об этом нет упоминания в тексте конституции, прямое действие давно признается судебной практикой. В России о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина говорится в ст.18 Конституции, а о прямом действии Конституции — в ч.1 ст.15.

Конституции также обычно закрепляют народный суверенитет, тем самым признавая, что никто, в том числе и государственная власть, не вправе отнять у народа верховного права самому решать свою судьбу. Тут естественное право получает позитивное закрепление. Впервые принципы национального суверенитета были определены французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., а затем они были заимствованы многими другими государствами. Конституция Италии, например, в первой же статье утверждает, что «суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией». В Конституции Российской Федерации этот вопрос решен также однозначно: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч.1 ст.3). Из подобного рода формулировок вытекает право народа на свержение тиранической власти, если она нарушает его естественные права и основывается на насилии. В этом подлинный, хотя и скрытый, смысл принципа народного суверенитета.

Читать  Реквизиты для уплаты госпошлины за копию устава 2022

Еще почитать —>  Можно Ли Распечатать Уведомление По Ндфлиз Личного Кабинета Налогоплательщика

На основе сказанного изучаются виды источников или форм права. Понятие «источник (форма) права» имеет также и информационное значение. Например, с помощью этого понятия определяется направление поиска необходимого правила поведения для руководства им, применения его и т.д.

Норма дефиниция

В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно. Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе.

  • Направленность на определенную жизненную ситуацию.
  • Права и обязанности лиц, оказавшиеся в данной жизненной ситуации.
  • Круг мер государственного воздействия на лиц, вышедших за рамки сложившейся жизненной ситуации.
  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные. Они устанавливаются компетентными представительными (законодательными) институтами. Такие нормы носят предписывающий характер. По своему месту, значимости, роли в регулировании общественных взаимодействий они отличаются от первых и вторых. Однако вместе с этим какое-то непреодолимое различие между всеми тремя группами отсутствует, поскольку они все выступают как неотъемлемые элементы российской юридической системы.

Дефиниции в конституционном праве: технико-юридический аспект Аннотация. Статья посвящена некоторым юридико-техническим аспектам формулирования конституционно-правовых норм-дефиниций. Подчеркивается важность исследования дефиниций в конституционном праве, поскольку оно имеет значение для всей системы правового регулирования РФ.

К исчерпавшим себя по времени действия относятся и нормы конституционного права, содержащиеся в нормативных актах, которые принимаются как временные правовые акты – на период, пока будет подготовлен и принят постоянно действующий нормативный акт, пока будет осуществлено основное правовое регулирование.

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения. Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определе­нию сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобрази­ем их объекта.

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно­конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти­тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскры­тие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «не­делимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст. 1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъяс­няется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны. В ст. 41 Конституции Японии содержится определение, что «парламент является высшим органом государственной власти и един­ственным законодательным органом государства». Статья 116 Основ­ного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы были сравнительно широко представлены в консти­туциях социалистических и ряда развивающихся стран, поскольку в них нередко переносились программные цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма. Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конститу­ции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Брат­ство».

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Различают следующие классификации КПН: — В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; — По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); — По времени действия: постоянные и временные; — По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

— диспозитивными, в которых субъекту предоставляется воз­можность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции): «Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъ­ектов. ». Некоторые рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов.

11 мая              271      

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *